1921 год — знаковый в истории современной парфюмерии: 5 мая состоялась презентация Chanel №5. Аромат был создан знаменитым парфюмером Эрнестом Бо по заказу Габриэль Шанель. Сегодня Chanel №5 — это уже не просто аромат и парфюмерная легенда, это собирательный образ женственности и красоты. Об этом парфюме знают даже те, кто далек от мира парфюмерии. На протяжении всей его долгой истории аромат менял свое звучание, появлялся в новых вариациях и концентрациях. Но его суть остается! О 10 самых интересных фактах о легендарной «пятерке» расскажет MedAboutMe.
1. Создатель знаменитой «пятерки» имеет русские корни
Не все знают, что Эрнест Бо — один из самых известных парфюмеров своей эпохи и создатель «пятерки» — уроженец Москвы. Большую часть детства Эрнест Бо провел в Санкт-Петербурге, где его отец работал парфюмером при царском дворе.
Но и этим русское влияние на создание аромата не ограничивается: известно, что Габриель Шанель познакомилась с Эрнестом Бо благодаря великому князю Дмитрию Романову. Кстати, по одной из легенд именно князь Дмитрий предложил ей идею создать собственные духи.
Удивительно, но факт: Габриель Шанель никогда не любила духи. Цветочные монозапахи казались ей слишком буржуазными, а привычка окружающих обильно душиться ее раздражала. Именно поэтому мадемуазель Шанель загорелась идей создать абстрактный запах, в котором не было бы доминирующей ноты.
2. Духи произвели переворот в мире парфюмерии
Триумф духов Шанель связан с тем, что аромат открыл новую эпоху в парфюмерии. Все, что было до «пятерки», делали из природных компонентов, а потому абстрактных ароматов как таковых не было. Духи создавались на основе натуральных эссенций (например, розы, фиалки, жасмина, гардении) и компонентов животного происхождения (мускус, амбра). Таким образом, в композиции солировали определенные ноты, а потому ароматы были схожи между собой.
Габриэль Шанель хотела создать что-то принципиально новое, что в корне бы отличалось от привычных моноароматов. Встреча с Эрнестом Бо была действительно судьбоносной: он интересовался синтетическими компонентами, которые не подражали бы природе, а нарочито противоречили ей. Обычные розы да фиалки казались великому экспериментатору скучными.
В парфюмере «королева моды» разглядела не просто мастера, а человека со схожими взглядами на красоту, который сможет воплотить ее замыслы.
Chanel №5 произвели настоящую революцию. Ведь это запах рушил все каноны классической парфюмерии: в нем не узнавались цветочные ноты, они не были похожи на один из природных запахов. Еще бы о таком новаторстве не заговорили!
3. Альдегиды — секрет «номера пять»
Эрнест Бо был один из первых, кто создал на основе молекул альдегидов полноценные духи — многогранный, сложный, неповторимый запах, такой, какой и хотела Шанель. Эти синтетические соединения представляли особенный интерес в 20-х годах, когда из-за Великой Депрессии в парфюмерной отрасли произошел кризис, связанный с невозможностью использования дорогостоящих натуральных компонентов.
Сложность состояла в том, что альдегиды в составе парфюмерной композиции были малоустойчивыми, поэтому до тандема Бо и Шанель их мало использовали. Парфюмеру удалось решить эту проблему, и именно эти синтетические ноты сделали аромат таким новаторским, необычным и абстрактным. Сам Бо говорил, что альдегиды усилили действие натуральных ингредиентов, действуя как «лимонный сок на клубнику», то есть, делая звучание более ярким и чистым.
Chanel №5 считается не только самым известным, но и самым продаваемым ароматом в мире. Так, маркетологи утверждают, что каждые 30 секунд в мире продается по флакончику аромата.
4. И все-таки не первые альдегиды
Одна из распространенных ошибок — считать, что Chanel №5 — первый в мире альдегидный аромат. Действительно, талантливому парфюмеру удалось создать один из первых абстрактных фантазийных ароматов, завершив тем самым золотую эпоху парфюмерии и положив начало новой. Но, тем не менее, «пятерка» не была самым первым альдегидным парфюмом.
Историки парфюмерии считают, что до Эрнеста Бо альдегиды использовал Пьер Армижан в 1905 году в переиздании аромата Reve d'Or L.T. Piver, также присутствовали они в Quelques Fleurs l`Original Houbigant 1913 года.
И в истории альдегидов обнаруживается русское влияние: альдегидные соединения использовались также на московской фабрике Alphonse Rallet & Co в аромате Bouquet de Catherine, созданном также Эрнестом Бо.
5. 12 роз и 1000 цветков жасмина во флаконе
И хотя «пятый аромат» стал настоящей легендой благодаря альдегидам, цветочный букет — один из секретов его неповторимого звучания. Уже более 30 лет аромат производится во французском городе Грассе — сердце мировой парфюмерии. Парфюмеры компании утверждают, что один 30-миллилитровый флакон духов содержит выжимку из 12 роз и 1000 цветков жасмина, собранных с прованских полей. Нежные цветы вручную собирают перед восходом солнца, затем прямо на ферме из цветов получают первичный экстракт, а после — абсолют.
Известно, что в состав «номера пять» входит целый цветочный букет, однако полная формула культового творения до сих пор хранится в тайне.
Узнав, что самый дорогостоящий компонент духов — абсолют жасмин, Шанель попросила использовать их в большей концентрации — она хотела, чтобы ее парфюм воспринимали как предмет роскоши. Соответственной была стоимость — заветный флакончик стоил 1500 франков.
6. Легенда о нарушенных пропорциях
Создание многих великих творений овеяно легендами и романтическими история. Не обошло это и Chanel №5. Согласно одной из легенд, формула нового аромата появилась по чистой случайности: кто-то говорит, что сам парфюмер нарушил пропорции, другие — что работник лаборатории, выполняя соединения по формуле Эрнеста Бо, случайно добавил гораздо больше альдегидов, чем было запланировано.
Разговоров и слухов о новом аромате в парфюмерных кругах было много. Однако большинство из них было связано с завистью к сумасшедшей популярности новых духов и славе парфюмера.
7. Современная формула Chanel №5 отличается от оригинала 1921 года
№ 5 — это настоящее парфюмерное сокровище, поэтому парфюмеры марки видят главной своей задачей сохранить оригинальный запах парфюма. С каждым годом это становится все сложнее.
Так, в изначальную формулу «пятерки» входили 4% абсолюта жасмина — по нынешнем меркам просто колоссальная концентрация! Цветы для аромата до сих пор собирают в Грассе: их стоимость и во время самой Шанель была очень высока, а сейчас стоимость прованской розы и жасмина возросла многократно.
Другая причина того, что формула претерпела изменения — суровые требования IFRA (международной ассоциации парфюмеров). Буквально каждый год появляются предписания, которые запрещают использование того или иного компонента. Все это провело к тому, что парфюмеры вынуждены заменять натуральные ноты синтетическими. По этой же причине в 21 веке в парфюмерной линейке Chanel №5 самые сильные концентрации — духи и туалетная вода — уступили позиции фланкерам.
Так, в 2004 году был выпущен Chanel №5 Elixir Sensuel — заметно облегченная версия по сравнению с оригиналом, в 2007 году — Chanel №5 Eau Premiere.
8. Первым «лицом» аромата стала сама мадемуазель Шанель
Революционным был не только парфюм, но и его презентация. До Шанель духам давались поэтичные названия, например, «Царственное желание». Кутюрье-революционерка стала одной из первых, кто дала аромату свое имя, чего до нее никто не осмеливался делать.
Первым «лицом» аромата опять же стала сама Шанель, позируя одному из самых знаменитых фотографов тех лет — Хорсту Паулю Хорсту — в номере отеля Ритц. Эта презентация — одна из причин мировой славы парфюма: никто лучше, кроме Шанель, не выражал дух той эпохи, и никто, кроме Хорста, не мог эту эпоху лучше запечатлеть.
Нестандартным было и продвижение нового аромата. Мадемуазель Шанель не спешила его продавать, а вместо этого вручила несколько флакончиков подругам из высшего общества. Слухи о новаторском аромате разлетелись мгновенно, и когда парфюм был, наконец, пущен в продажу (исключительно на улице рю Камбон, 31 — Дом Шанель), то успех был огромным.
Все это было дерзким, неслыханным и даже скандальным, но у Габриэль Шанель было невероятное коммерческое чутье, которое и способствовало рыночному успеху аромата.
9. Магия цифры 5
Экспериментируя над созданием аромата, Эрнест Бо предложил Шанель несколько образчиков ароматов под номерами от 1 до 24. Шанель выбрала аромат под номер 5 — эту цифру она считала счастливой, приносящей удачу. Кроме того, показ ее новой модной коллекции, к которому был приурочен выход парфюма, был запланирован на 5 мая 1921 года.
Новаторским оказался и дизайн флакона. До выхода этого аромата женские парфюмы выпускались в сложном романтическом стиле, в разнообразных формах, украшенные орнаментами, гравировкой и диковинными фигурками.
Шанель пошла наперекор и этому: флакон в виде прямоугольника лаконичен, прост, больше ассоциируется с мужским парфюмом, чем с женским. Он, как и ее маленькое черное платье, выражал философию свободы, функциональности, ухода от штампов.
Сегодня флакон Chanel №5 выставлен в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
10. Первая в истории реклама
В 2012 году впервые в истории женский парфюм рекламировал мужчина — лицом Chanel №5 стал актер Брэд Питт. Тенденцию, начатую Габриэль Шанель, рекламировать, чтобы не только продавать, но и восхищать, рушить привычные каноны, и сегодня продолжает Дом Chanel.
1921 год навсегда вошел в историю как год, в который свершилась легенда. Chanel №5 — парфюмерный символ прекрасной эпохи, один из символов ушедшего столетия. Не будет преувеличением сказать, что эти духи впитали и отразили запах своей эпохи. Аромат породил бесчисленное количество похожих запахов, альдегидно-цветочные ароматы выделились в отдельное направление парфюмерии. Но номер 5 остается легендой, без которой история парфюмерии пошла другим бы путем.
Как выбрать хорошие духи
Правильный выбор духов для новичков в парфюмерии начинается со знакомства с представителями основных семейств ароматов — так вы сможете определиться с вашими предпочтениями. Возьмите с собой бутылку воды: когда вы слушаете в парфюмерном магазине много ароматов, то обоняние с непривычки притупляется. Делайте глотки после каждой пробы, чтобы очистить обонятельные рецепторы.
Парфюмер Жан Мари Фожье советует выбирать аромат по внутренним ощущениям: если вы чувствуете, что запах вызывает у вас ощущение блаженства, то это ваш аромат.
Не всегда с духами возникает любовь с первого взгляда, поэтому дайте им время, чтобы раскрылись базовые ноты — в идеале аромат нужно послушать еще раз через 20-25 минут после раскрытия верхних нот.
Если вы выбираете «деловой» аромат для работы, то обратите внимание на парфюмы с древесными нотами — это шипровое семейство. Для романтических свиданий хороши цветочно-альдегидные ароматы, как, например, Chanel №5. Интимно и приглушенно звучат также композиции с мускусом, пачулями, пряностями.
Если вы хотите выбрать самый стойкий запах, то отдавайте предпочтение концентрации «духи».
В состав Chanel №5 входит большое количество цветов. Например, жасмин и роза, произрастающие в Грассе, — они имеют особое качество. Но уникальность аромата связана с тем, что, несмотря на цветочный букет, в нем нет какой-то доминирующей цветочной ноты.
Каждая женщина, описывая №5, будет говорить что-то свое об аромате, и она будет права. И каждая может сделать его своим личным ароматом.
Парфюм до сих пор популярен, поскольку он по-прежнему современен. Я думаю, во всех ароматах Chanel есть что-то, что я назвал бы загадкой. Chanel №5 не относится к очевидным ароматам, понятным каждому. В нем есть таинственность, что-то, что нельзя обозначить. И это одна из самых важных черт аромата.