Иногда родители понимают, что их ребёнок является не таким как все — он неуправляемый, конфликтный, плохо идет на контакт. В кругах взрослых людей детей, которые не поддаются традиционным методам воспитания, принято называть «трудными».
Ребёнок может быть таким в любом возрасте — раннем, дошкольном или подростковом. Мать и отец устают, когда общаются с ним, им кажется, что методы и способы воспитания, которые они к нему применяют, не являются эффективными. Что чаще всего предпринимают родители, чтобы справиться с ситуацией и наладить контакт с ребёнком?
Обращаются за помощью к друзьям или родственникам, советуются с педагогами и психологами, интересуются у других людей тем, как они воспитывают детей и что делают, если те не слушаются их или не понимают. Также родители могут начать изучать специальную литературу, на страницах которой специалисты дают советы о том, как наладить отношения и построить общение с трудными детьми.
Каким следовать рекомендациям — родители выбирают сами, исходя из своих предпочтений и личного опыта. В данной статье собраны самые неправильные, нелепые и даже опасные советы по воспитанию детей, характер которых можно назвать сложным и неуправляемым.
Дети должны знать свое место
Этот совет дают люди, которые считают что строгость в воспитании — это самое главное. Рекомендации такого плана являются не только не эффективными, но достаточно размытыми, потому что у всех детей разные роли в семье и, соответственно, разные «места».
Указывая ребёнку на его «место», родители часто перестают видеть в нем личность, детские потребности, и думают лишь о том, как сделать так, чтобы он соблюдал правила, слушался, и его можно было легко контролировать. Если ребёнку постоянно указывать на то, что он не имеет права заявлять о себе и его мнения никто не спрашивает, то он может почувствовать себя лишним в семье. Такое положение дел только усугубит взаимодействие в семье и отдалит близких людей друг от друга.
Домашний арест
Когда родители уже не знают, что делать с детьми, чтобы добиться послушания — выполнения уроков, уборки в комнате, ответственности за другие обязанности — они приходят к тому, что им легче напугать или запретить детям что-либо, например, прогулки и увлечения, и тогда взрослые «сажают» ребёнка «под замок».
Этот метод может привести к послушанию лишь на время — ребёнок будет выполнять требования взрослых и ждать, чтобы они успокоились, А когда это произойдет снова, станет самим собой — неуправляемым, конфликтным, грубым. Домашний арест вызывает агрессию и является насильственным методом по отношению к детской психике.
Отказ от общения
Иногда родители так наказывают детей — заявляют, что не будут больше разговаривать с ними, интересоваться их жизнью и делами, и всем своим видом демонстрируют, что ребёнок не входит в круг людей, которых уважают и которым доверяют. Что в этот момент чувствует дети? Они ощущают себя плохими, могут испытывать сильное чувство вины или стыда. Иногда, если им невыносимо оставаться без родительского общения, они готовы «сломаться» и сделать все, чтобы наладить отношения. В других случаях ребёнок, когда он морально устойчив, терпеливо переносит игнорирование взрослых, однако внутри также понимает, что он плохой и страдает от этого.
Меньше любви ребёнку
«Ты слишком много уделяешь ему внимания!» — так любят говорить те, кто советует чаще отказывать ребёнку в любви и заботе, чтобы он стал покладистым и послушным. По-настоящему хорошие, доверительные отношения способствуют сближению детей и родителей, а не наоборот. Если им трудно общаться между собой, то причиной этому является не избыток любви, а другие ошибки, которые, возможно, совершали родители в воспитании.
Это могут быть игнорирование или насилие, насмешки или болезненное сравнение. Любить — это не значит все позволять ребёнку и всегда находиться рядом с ним, чтобы заботиться о нем, забывая о себе. Любовь к детям — это умение принимать их такими, какие они есть, давать возможность выражать себя, понимать и поддерживать даже в том, с чем не согласны взрослые. Говоря о воспитании трудных детей, сложность у родителей заключается в развитии такого безусловного принятия.
Когда дети боятся — они слушаются
Совет по воспитанию, который относится к манипулятивным. Испугать ребёнка, для того чтобы что-то от него добиться — это «чистое» манипулятивное действие по отношению к нему. В детстве детей пугают полицейскими, чужими дядями тетями, и ребёнок, представив, что его заберут у родителей, готов сделать все, чтобы этого не случилось. В подростковом возрасте детей могут пугать лишением денег, общения или чем-то другим, важным для них. Во всех случаях этот совет не способствует сближению и налаживанию отношений.
Ребёнок должен видеть, как с ним тяжело
Так советуют те, кто считает, что дети «одумаются» после того, как поймут, насколько они плохи. Если родители следуют подобным рекомендациям, они обвиняют ребёнка, могу страдать и плакать у него на глазах, демонстрируя, что это он довел их до такого состояния. Единственное, к чему приведет этот метод воспитания — понимание ребёнком того, что родители совершенно не умеют контролировать себя, детей, ситуацию или жизнь. Наблюдая это раз за разом, дети могут начать считать своих родителей слабыми.
Когда родители не справляются
С трудным ребёнком может быть действительно тяжело — общаться, откровенно разговаривать, задавать вопросы, обучать, помогать. Иногда мать и отец действительно делают все, чтобы наладить общение в семье, но их усилия не заканчиваются успехом. Что делать родителям, если они не справляются?
Понять, что для проявления отклоняющегося поведения у каждого ребёнка есть причины — дети не рождаются хулиганами, лгунами, молчунами или агрессорами.
Понять, что именно в сложном характере ребёнка вызывает сильные чувства у родителей — его привычка не соглашаться, непослушание, грубость, агрессивное поведение, негативизм?
Для того чтобы ребёнок изменился в лучшую сторону, взрослым сначала необходимо принять его таким, какой он есть. Очень часто дети, когда являются по-настоящему принятыми в семье — с недостатками, ошибками, комплексами — успокаиваются и начинают «меняться на глазах».
Проводить с ребёнком больше времени для того, чтобы понять его внутренний мир — увлечения интересы, хобби и пристрастия, страхи, сомнения и желание.
Иногда для того, чтобы трудный ребёнок стал обычным, на него нужно перестать давить — на время отойти в сторону, и заняться своей жизнью.