В январе 2016 года ВЦИОМ провел опрос, по результатам которого оказалось, что степень доверия россиян к врачам составляет 3,46 баллов по пятибалльной шкале (почти также, как в 2010 году) – это 8-я строка из 13-ти, примерно посередине между журналистами и священниками. Не самый лучший показатель для профессии, от которой зависят наши жизни.
Действительно, одна мысль о необходимости обратиться к доктору повергает большинство обычных людей в уныние. Россияне начинают искать врача через знакомых, листают мегабайты интернет-страниц и в итоге идут в клинику с тяжелым чувством предстоящего обмана. Откуда такое отношение и бывает ли вообще по-другому?
Причина №1. Врачи не могут
Союз «врачи и пациент» изначально подразумевает тягу к контакту с обеих сторон. Причем, в первую очередь, именно врач должен инициировать общение с пациентом, учитывая, что перед ним больной человек.
Исследования показали, что лечение более эффективно для тех пациентов, которые считают, что врач относится к ним с большим уважением, всегда готов выслушать и обсудить с ними процесс лечения. Что важно: успех лечения, в свою очередь, повышает доверие к врачу. 72% пациентов с ВИЧ, лечение которых дало результаты, регулярно приходили на прием. Среди тех пациентов, кто пока не дождался эффекта, таких было лишь 59%. В ходе другого эксперимента было показано, что присутствие доброжелательного и эмпатичного врача повышает порог болевой чувствительности у пациента.
По данным опроса, проведенного в США, 93,1% граждан хотят задавать вопросы врачу и вместе с ним обсуждать его назначения (94%). Это не значит, что пациенты стремятся оспаривать мнение врача — лишь 17% сообщили, что могут возразить против назначенного лечения. Правда, только 14% пациентов уверены, что с доктором спорить нельзя, а 15,2% считают, что это даже опасно: вдруг врач станет хуже лечить. Сами врачи считают, что это не лучший вариант общения «доктор-пациент»: если больной ничего не понял, он не будет лечиться.
Наконец, врачи зачастую сами являются антирекламой собственных рекомендаций. Согласно опросам, проведенным в США, женщины-врачи в возрасте 50 лет и старше проходят обследование на рак молочной железы на 13% реже, чем их ровесницы без медицинского образования. 18% медиков курят и почти две трети представителей здравоохранения страдают от лишнего веса.
Причина №2. Пациенты не хотят
Если врач должен стремиться вылечить, то пациенту желательно хотеть лечиться и делать это. Одна из основных проблем, на которую указывают все врачи (пожалуй, за исключением патологоанатома) – это сознательный или неосознанный отказ пациентов следовать указаниям врача.
Можно выделить следующие самые распространенные модели поведения пациентов, приводящие к ухудшению качества лечения или вовсе отсутствию эффекта:
- отказ от приема назначенного врачом препарата. Мотив: «забыл», личное мнение об целесообразности приема препарата;
- нерегулярный прием лекарства. Мотив: «забыл», лень;
- замена назначенного препарата на более дешевый дженерик. Мотив: «действующее вещество то же – зачем платить больше?»;
- замена назначенного препарата на принципиально другое лекарство или метод (средство) альтернативной медицины. Мотив: «соседке помогло», «по телевизору рекомендовали»;
- уменьшение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: «экономия»;
- увеличение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: личное мнение об эффективности препарата;
- сочетание назначенного лекарства с другими препаратами и методами лечения, о которых неизвестно врачу. Мотив: «соседке помогло», личное мнение о способах лечения болезни.
По данным исследования 1984 года, половина пациентов, даже при ухудшении состояния, не соблюдают рекомендации врачей и не идут на прием в клинику. Сегодня эта цифра еще выше.
Среди тех, кто все-таки лечится, значительная часть прекращает прием лекарств сразу, как только наступает улучшение. И через некоторое время снова попадают к врачу из-за недолеченного заболевания. Врачи больниц говорят, что даже госпитализированного пациента хватает на 5-7 дней строгого режима, а после этого он начинает всячески манкировать предписаниями врача.
Причина №3. Врач и пациент: проблема непонимания
В ходе общения с пациентом большинство докторов используют привычный им медицинский язык. В лучшем случае назначения врача будут продублированы относительно разборчивым почерком на рецепте. В худшем больной после выхода из кабинета начинает искать того, кто их ему расшифрует.
При этом активная реклама лекарств и медицинских услуг в разного рода СМИ создает опасную иллюзию того, что пациенты «в теме». Они и сами щеголяют медицинскими терминами в общении между собой и с врачом, но далеко не всегда используют их правильно. Исследование, проведенное на пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями, показало, что половина из них неправильно принимали лекарства. Каждый четвертый такой случай значительно повышал риски для здоровья больных, а 1,8% ошибок являлись жизнеугрожающими. В опросе участвовали пациенты, которые получали рекомендации от врача или от консультанта в аптеке.
Пару лет назад Британский Королевский колледж врачей общей практики (RCGP) опубликовал итоги анализа медицинской грамотности населения. Результаты были ошеломляющими. Санпросветительская информация, размещенная на листовках и плакатах в клиниках, оказалась непонятна 43% взрослых разумных и зачастую образованных людей. Треть опрошенных не понимали, как происходит процесс изменения давления и не могли самостоятельно рассчитать нужную дозу лекарства. В половине случаев люди жаловались, что не понимают, о чем им говорит врач — это слишком сложно для них.
Причина №4. Завышенные ожидания
Ученые сообщают, что пациенты-мужчины ждут от идеального врача демонстрации его профессионализма и остроты ума, а женщины, в первую очередь, рассчитывают на сопереживание и сочувствие. В реальности же обычный врач обычной российской поликлиники имеет 10-12 минут времени на одного пациента и зачастую оказывается не в состоянии демонстрировать ни ум, ни сочувствие.
Причем те немногие врачи, которым удается сохранять доверительные отношения с пациентами, ценятся последними на вес золота. Практика показывает, что при обращении в клинику большинство больных готовы тратить время на ожидание «своего» врача, а не идти к свободному, но неизвестному для них доктору.
Наконец, пациенты, обращаясь к врачу, ждут чуда. Жизни в современной России свойственно сочетание тревожной социальной обстановки и невозможности людей повлиять на процессы, ухудшающие их жизнь. В совокупности это приводит к инфантилизму, характерными чертами которого являются нежелание брать на себя ответственность и принимать решения. Заболевший человек ощущает себя особенно уязвимым и беззащитным. Обращаясь к врачу, он надеется на чудо излечения. Однако обычно оказывается, что для этого самому пациенту надо выполнить массу дополнительных действий: от прохождения обследований до приема лекарств по графику и ограничений себя в ряде привычных вещей (диета, здоровый образ жизни и т .п.).
Причина №5. Неопределенность положения врачей в обществе
На данный момент у российских пациентов сложилось странное отношение к медикам. 20 лет назад врач был представителем уважаемой профессии, сегодня это работник из сферы услуг. Раньше врач был основным источником информации, а сегодня лишь одним из многих. Ему приходится конкурировать с многочисленными СМИ и интернетом, которые зачастую намного более внятно преподносят искомую информацию.
Более того, в погоне за «жареными» фактами и трафиком подавляющая часть средств массовой информации следует тренду «врачи-убийцы». Громко обсуждаются случаи негативного отношения врачей к пациентам и сводятся на нет обратные ситуации, когда пострадавшей стороной выступает медик.
В результате пациент все еще понимает, что врач учился своей профессии много лет и обладает знаниями, которых нет у больных, но при этом:
- окружающая информационная среда дает ему иллюзию понимания происходящего с его организмом — и его собственное мнение оказывается более значимым, чем мнение врача;
- врач в глазах пациента является потенциально опасной стороной, способной безнаказанно и беспричинно нанести ему вред, в лучшем случае – обмануть.
Возникает ситуация когнитивного диссонанса, что также снижает доверие к медикам.
Как вести себя пациенту
Чтобы получить от похода к врачу максимум пользы, необходимо настроиться на позитивный лад:
- Не читать перед этим «страшилок» на медицинские темы.
- Помнить, что врач по натуре своей обучен и ориентирован на то, чтобы лечить пациентов, а не причинять им вред.
- Понимать, что врач работает по правилам, которые устанавливает государство – и не имеет права выходить за рамки этих правил.
- Настроиться на сотрудничество с доктором: «С болезнью борются двое: врач и его пациент».
- Не стесняться и не бояться спрашивать доктора обо всех непонятных в лечении моментах.
- Самому быть готовым строго следовать предписаниям врача – и конечно доверять ему.
Вероника Скворцова, глава Министерства здравоохранения РФ, в своем обращении к региональным департаментам отмечает: «Одна из самых частых причин жалоб пациентов — некорректное отношение со стороны медицинских работников. Сочувствие, доброта, забота всегда были свойственны российской медицине, а слово и добрые руки врача нередко становились главным лекарством для больного. Об этом нельзя забывать».