5 причин недоверия к врачам

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

В январе 2016 года ВЦИОМ провел опрос, по результатам которого оказалось, что степень доверия россиян к врачам составляет 3,46 баллов по пятибалльной шкале (почти также, как в 2010 году) – это 8-я строка из 13-ти, примерно посередине между журналистами и священниками. Не самый лучший показатель для профессии, от которой зависят наши жизни. 

Действительно, одна мысль о необходимости обратиться к доктору повергает большинство обычных людей в уныние. Россияне начинают искать врача через знакомых, листают мегабайты интернет-страниц и в итоге идут в клинику с тяжелым чувством предстоящего обмана. Откуда такое отношение и бывает ли вообще по-другому?

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Причина №1. Врачи не могут

Союз «врачи и пациент» изначально подразумевает тягу к контакту с обеих сторон. Причем, в первую очередь, именно врач должен инициировать общение с пациентом, учитывая, что перед ним больной человек. 

Исследования показали, что лечение более эффективно для тех пациентов, которые считают, что врач относится к ним с большим уважением, всегда готов выслушать и обсудить с ними процесс лечения. Что важно: успех лечения, в свою очередь, повышает доверие к врачу. 72% пациентов с ВИЧ, лечение которых дало результаты, регулярно приходили на прием. Среди тех пациентов, кто пока не дождался эффекта, таких было лишь 59%. В ходе другого эксперимента было показано, что присутствие доброжелательного и эмпатичного врача повышает порог болевой чувствительности у пациента.

По данным опроса, проведенного в США, 93,1% граждан хотят задавать вопросы врачу и вместе с ним обсуждать его назначения (94%). Это не значит, что пациенты стремятся оспаривать мнение врача — лишь 17% сообщили, что могут возразить против назначенного лечения. Правда, только 14% пациентов уверены, что с доктором спорить нельзя, а 15,2% считают, что это даже опасно: вдруг врач станет хуже лечить. Сами врачи считают, что это не лучший вариант общения «доктор-пациент»: если больной ничего не понял, он не будет лечиться.

Наконец, врачи зачастую сами являются антирекламой собственных рекомендаций. Согласно опросам, проведенным в США, женщины-врачи в возрасте 50 лет и старше проходят обследование на рак молочной железы на 13% реже, чем их ровесницы без медицинского образования. 18% медиков курят и почти две трети представителей здравоохранения страдают от лишнего веса.

5 причин недоверия к врачам

Причина №2. Пациенты не хотят

Если врач должен стремиться вылечить, то пациенту желательно хотеть лечиться и делать это. Одна из основных проблем, на которую указывают все врачи (пожалуй, за исключением патологоанатома) – это сознательный или неосознанный отказ пациентов следовать указаниям врача.

Можно выделить следующие самые распространенные модели поведения пациентов, приводящие к ухудшению качества лечения или вовсе отсутствию эффекта:

  • отказ от приема назначенного врачом препарата. Мотив: «забыл», личное мнение об целесообразности приема препарата;
  • нерегулярный прием лекарства. Мотив: «забыл», лень;
  • замена назначенного препарата на более дешевый дженерик. Мотив: «действующее вещество то же – зачем платить больше?»;
  • замена назначенного препарата на принципиально другое лекарство или метод (средство) альтернативной медицины. Мотив: «соседке помогло», «по телевизору рекомендовали»;
  • уменьшение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: «экономия»;
  • увеличение дозировки принимаемого лекарства. Мотив: личное мнение об эффективности препарата;
  • сочетание назначенного лекарства с другими препаратами и методами лечения, о которых неизвестно врачу. Мотив: «соседке помогло», личное мнение о способах лечения болезни.

По данным исследования 1984 года, половина пациентов, даже при ухудшении состояния, не соблюдают рекомендации врачей и не идут на прием в клинику. Сегодня эта цифра еще выше.

Среди тех, кто все-таки лечится, значительная часть прекращает прием лекарств сразу, как только наступает улучшение. И через некоторое время снова попадают к врачу из-за недолеченного заболевания. Врачи больниц говорят, что даже госпитализированного пациента хватает на 5-7 дней строгого режима, а после этого он начинает всячески манкировать предписаниями врача.

Причина №3. Врач и пациент: проблема непонимания

В ходе общения с пациентом большинство докторов используют привычный им медицинский язык. В лучшем случае назначения врача будут продублированы относительно разборчивым почерком на рецепте. В худшем больной после выхода из кабинета начинает искать того, кто их ему расшифрует.

При этом активная реклама лекарств и медицинских услуг в разного рода СМИ создает опасную иллюзию того, что пациенты «в теме». Они и сами щеголяют медицинскими терминами в общении между собой и с врачом, но далеко не всегда используют их правильно. Исследование, проведенное на пациентах с сердечно-сосудистыми заболеваниями, показало, что половина из них неправильно принимали лекарства. Каждый четвертый такой случай значительно повышал риски для здоровья больных, а 1,8% ошибок являлись жизнеугрожающими. В опросе участвовали пациенты, которые получали рекомендации от врача или от консультанта в аптеке.

Пару лет назад Британский Королевский колледж врачей общей практики (RCGP) опубликовал итоги анализа медицинской грамотности населения. Результаты были ошеломляющими. Санпросветительская информация, размещенная на листовках и плакатах в клиниках, оказалась непонятна 43% взрослых разумных и зачастую образованных людей. Треть опрошенных не понимали, как происходит процесс изменения давления и не могли самостоятельно рассчитать нужную дозу лекарства. В половине случаев люди жаловались, что не понимают, о чем им говорит врач — это слишком сложно для них.

5 причин недоверия к врачам

Причина №4. Завышенные ожидания

Ученые сообщают, что пациенты-мужчины ждут от идеального врача демонстрации его профессионализма и остроты ума, а женщины, в первую очередь, рассчитывают на сопереживание и сочувствие. В реальности же обычный врач обычной российской поликлиники имеет 10-12 минут времени на одного пациента и зачастую оказывается не в состоянии демонстрировать ни ум, ни сочувствие.

Причем те немногие врачи, которым удается сохранять доверительные отношения с пациентами, ценятся последними на вес золота. Практика показывает, что при обращении в клинику большинство больных готовы тратить время на ожидание «своего» врача, а не идти к свободному, но неизвестному для них доктору.

Наконец, пациенты, обращаясь к врачу, ждут чуда. Жизни в современной России свойственно сочетание тревожной социальной обстановки и невозможности людей повлиять на процессы, ухудшающие их жизнь. В совокупности это приводит к инфантилизму, характерными чертами которого являются нежелание брать на себя ответственность и принимать решения. Заболевший человек ощущает себя особенно уязвимым и беззащитным. Обращаясь к врачу, он надеется на чудо излечения. Однако обычно оказывается, что для этого самому пациенту надо выполнить массу дополнительных действий: от прохождения обследований до приема лекарств по графику и ограничений себя в ряде привычных вещей (диета, здоровый образ жизни и т .п.).

Причина №5. Неопределенность положения врачей в обществе

На данный момент у российских пациентов сложилось странное отношение к медикам. 20 лет назад врач был представителем уважаемой профессии, сегодня это работник из сферы услуг. Раньше врач был основным источником информации, а сегодня лишь одним из многих. Ему приходится конкурировать с многочисленными СМИ и интернетом, которые зачастую намного более внятно преподносят искомую информацию.

Более того, в погоне за «жареными» фактами и трафиком подавляющая часть средств массовой информации следует тренду «врачи-убийцы». Громко обсуждаются случаи негативного отношения врачей к пациентам и сводятся на нет обратные ситуации, когда пострадавшей стороной выступает медик.

В результате пациент все еще понимает, что врач учился своей профессии много лет и обладает знаниями, которых нет у больных, но при этом:

  • окружающая информационная среда дает ему иллюзию понимания происходящего с его организмом — и его собственное мнение оказывается более значимым, чем мнение врача;
  • врач в глазах пациента является потенциально опасной стороной, способной безнаказанно и беспричинно нанести ему вред, в лучшем случае – обмануть.

Возникает ситуация когнитивного диссонанса, что также снижает доверие к медикам.

5 причин недоверия к врачам

Как вести себя пациенту

Чтобы получить от похода к врачу максимум пользы, необходимо настроиться на позитивный лад:

  • Не читать перед этим «страшилок» на медицинские темы.
  • Помнить, что врач по натуре своей обучен и ориентирован на то, чтобы лечить пациентов, а не причинять им вред.
  • Понимать, что врач работает по правилам, которые устанавливает государство – и не имеет права выходить за рамки этих правил.
  • Настроиться на сотрудничество с доктором: «С болезнью борются двое: врач и его пациент».
  • Не стесняться и не бояться спрашивать доктора обо всех непонятных в лечении моментах.
  • Самому быть готовым строго следовать предписаниям врача – и конечно доверять ему.

Вероника Скворцова, глава Министерства здравоохранения РФ, в своем обращении к региональным департаментам отмечает: «Одна из самых частых причин жалоб пациентов — некорректное отношение со стороны медицинских работников. Сочувствие, доброта, забота всегда были свойственны российской медицине, а слово и добрые руки врача нередко становились главным лекарством для больного. Об этом нельзя забывать».

Читайте далее

Дома как в кафе: выбираем кофемашину

Если вам хватает того кофе, который вы покупаете по пути, и цена устраивает, то дальше можете не читать. Этот материал адресован кофеманам не только увлеченным, но и рациональным.

Питание: кухонные приборы, которые облегчают жизнь хозяйки

Сколько бы ни было придумано машин, облегчающих работу на кухне, все равно без хозяйского глаза не обойтись. Только вам решать, какой гаджет вам нужен.

Что подарить мужу сестры на юбилей?

Какой подарок выбрать для мужа сестры?

Возможности современной онкохирургии

Какие новейшие достижения современной онкохирургии дают возможность сегодня спасать безнадежных пациентов: подробно рассказывает врач-онкохирург

Какую минеральную воду можно пить беременным: столовая или лечебная, c газом или без?

Какая минералка пойдёт на пользу во время беременности: выбираем эффективную для питьевого режима будущей маме.

Уколы тестостерона: что мужчинам надо об этом знать

Гормон тестостерон как лекарство для детей и взрослых: когда он показан и чем его заменить?

5 умных гаджетов, помогающих сохранить здоровый микроклимат дома: обзор эффективных девайсов

Пятерка эффективных умных гаджетов, которые по мнению экспертов помогут сохранить здоровый микроклимат в квартире и доме

Клеточные технологии в современной пластической хирургии

Как сегодня в современной пластической хирургии применяются технологии с использованием стволовых клеток: подробно объясняют эксперты

Восстановление после инсульта: проблемы питания и как их решить

Как пациентам восстанавливаться после перенесенного инсульта и нормализовать полноценное пиnfние: подробно объясняем в статье MedAboutMe

Вся правда о детских какашках: что считать нормальным?

Расшифровываем содержимое подгузника: какой стул нормальный для ребенка до года, а с чем бежать к врачу.

Как ухаживать за зубами, чтобы реже обращаться к стоматологу?

Какие десять нетипичных советов от детского стоматолога в качестве профилактики помогут вам сохранить здоровье зубов и сэкономить в будущем на посещениях дантиста.

Выбор зубной пасты для детей: рекомендации стоматологов

Выбор зубной пасты детям в зависимости от возраста: практические советы родителям от стоматологов.
Опубликовано 19.03.2016 12:58, обновлено 17.04.2020 17:36
Рейтинг статьи:
4,6

Читайте также

Кому из звезд шоу-бизнеса можно доверить лечение болезней?
Певцы, ведущие, комики очень органично смотрятся в своих ролях. Но не все из них планировали стать звездами шоу-бизнеса. Кто же учился на врачей?
Самые распространенные вопросы врачу: статистика портала MedAboutMe
У пациентов всегда есть вопросы к врачу. Чем чаще всего интересуются люди? Портал MedAboutMe представляет свой топ вопросов.
Почему нужно доверять врачу?
Для того, чтобы эффект лечения был полным, пациент должен доверять своему лечащему врачу. Почему это так важно?
Консультации врача онлайн: ожидания и реальность
Врач по интернету может консультировать, рекомендовать и советовать. Но может ли он лечить?