Тема воспитания детей всегда была важна и по сей день ее актуальность не снижается, потому что отношения в жизни человека занимали и будут занимать одну из первых ролей. От того, как они складываются, часто зависит состояние, настроение, личная удовлетворенность, образ жизни. Когда дети не слушаются старших, родители расстраиваются, злятся, испытывают разочарование и пытаются сделать так, чтобы отношения в семье стали другими — в них уменьшились непонимание, ссоры, скандалы.
Почему, часто, попытки матери и отца не приводят к желаемому результату? Как вести себя с ребёнком, чтобы он стал более послушным? Какие слова нужно говорить ему? Как правильно решать семейные проблемы? Ответы на эти и другие вопросы о воспитании, а также, особенности детской психологии — в этой статье.
Воспитание детей «по факту»
Иногда взрослые считают, что воспитывать ребёнка — это обязательное условие для того, чтобы он вырос «хорошим и успешным человеком». Как строить, при этом, с ним отношения, задумываются не все родители. Такая позиция приводит к тому, что дети чувствуют себя любимыми только при соблюдении ими условий — помощи по дому, хороших оценок, прилежного поведения. Таким образом, в семье складывается характер общения — ребёнка замечают и хвалят, когда он «молодец», ругают, если нарушил правила, а в остальное время не обращают внимания на то, что с ним происходит, отталкивают, игнорируют.
Еще одна особенность такой семьи — это заниматься воспитанием «для профилактики», «на всякий случай».
Когда я был маленьким, мы с сестрой, которая была младше меня на 3 года, не любили, когда наш отец находился дома. Он много работал, однако, только в это время нам удавалось расслабиться, заняться любимыми делами, поиграть, погулять, повеселиться. Если у него выдавались выходные, он любил воспитывать нас. Например, нам нельзя было приглашать в дом друзей. «Если сейчас мы разрешим им это делать» — говорил он — «то, когда они вырастут, то, начнут водить сюда непонятно кого в наше отсутствие». Так он отвечал матери, которая пыталась робко встать на нашу сторону. За любую оплошность отец строго наказывал: при нем нельзя было что-то «забыть» или не сделать — он сразу придумывал «расплату», которая обычно заключалась в длительном домашнем аресте, отказе в любых просьбах и желаниях. Один раз мы даже не поехали в путешествие, потому что сестра накануне принесла «двойку». «Из-за нее» все остались дома. Отец говорил: «Зато вы навсегда запомните, что так делать нельзя и станете слушаться старших». Как только повзрослели — я и сестра — поспешили уехать из родительского дома. Близости с отцом я никогда не ощущал, сейчас общаться с ним у меня желания нет. В настоящее время, у меня есть проблемы с тем, чтобы радоваться жизни. Я много работаю, часто впадаю в зависимость от отношений или алкоголя.
Данная позиция в отношениях с ребёнком близка к деспотичной. Отец, в данном примере, имел очень много тревоги по поводу взросления детей. Возможно, он боялся, что, когда они вырастут, то, станут «плохими» людьми, не оправдают его ожиданий. Ему казалось, что, прочувствовав на себе последствия своих «дурных поступков», дети станут покладистыми, серьезными, самостоятельными — так, он хотел оградить их от дурного влияния общества и своих «темных сторон». Однако, как видно, добился лишь того, что дети разорвали с ним связь, живут в напряжении, не могут чувствовать себя счастливыми, радостными.
Не стоит воспитывать детей «заранее», пытаясь предугадать трудности, с которыми им, возможно, придется столкнуться в будущем. Ребёнок почти всегда будет вести себя в жизни и с другими людьми так, как это делают его родители. Строгие рамки и наказание «для профилактики» отдалит членов семьи друг от друга, может вызвать подростковый бунт, чувство ненависти по отношению ко взрослым.
Понимание детской психологии
Чтобы дети слушались старших, родителям полезно разбираться в детской психологии. Все знать необязательно — достаточно понимания особенностей детских кризисов, адаптации, возраста. Внимательные родители понимают: малыш капризничает, потому что он хочет быть самостоятельным, школьник не хочет учиться, потому что еще не привык к школе, подросток замкнулся, потому что влюбился и так далее.
Границы в отношениях с ребёнком
Нельзя ждать от детей послушания, если мать и отец сегодня не разрешают делать что-то — гулять допоздна, тратить деньги — а завтра им все равно, что делают дети. Так, ребёнок будет понимать, что любые запреты и правила могут изменяться, нет ничего постоянного и серьезного, что следовало бы соблюдать.
Родительское «нет» и «нельзя» должны быть уверенными и не подлежать обсуждению. Только так ребёнок научится уважать то, что говорят старшие и выполнять просьбы с первого раза.
Управление эмоциями
Если родители все время кричат, впадают в истерики от детского непослушания, ребёнок будет испытывать много разных чувств, но, только не сильное желание слушаться мать и отца. Он станет испытывать вину, что, довел родителя до такого состояния или тайное удовольствие от того, что умеет вызывать такие бурные реакции.
Родитель, которого хочется слушать — это, прежде всего тот, который сам твердо верит в то, что говорит, умеет контролировать себя, отличается самообладанием.
Создание условий для детей
Маленький ребёнок не будет слушать маму с папой, если в его жизни нет условий для соблюдения правил. Например, невозможно с первого раза объяснить ребёнку, что сидеть на подоконнике опасно, нельзя совать пальцы в розетку и тянуть кота за хвост. Лучшее, что могут сделать родители — это создать условия для своего спокойствия и детского развития: сделать подоконник недосягаемым, поставить на розетки специальные заглушки, убрать кота из поля зрения маленького ребёнка.
Общение с родителями
Прежде чем получить послушных детей, нужно понять, почему им так важно игнорировать просьбы взрослых и все делать наоборот. Например, дети часто не слушаются, потому что им не хватает внимания со стороны, ведь именно через общение они получают любовь и чувствуют себя значимыми. Тогда, нарушая правила и запреты, они обращают на себя драгоценное внимание взрослых, по которому скучают, пусть даже и негативное.
Многие родители замечали, что как только стали проводить с детьми больше времени, вместе играть, читать, общаться — детское поведение перестало быть вызывающим, агрессивным, глупым.