В первый раз — в первый класс! Эти слова наполняют волнением и ожиданиями души всех родителей, особенно, если в школу идет их первый ребёнок. Важность качественного образования сейчас очевидна для всех взрослых. Чего ожидать от первого года в школе? Как помочь ребёнку побыстрее втянуться в учебный процесс, наладить отношения в классе?
Ребёнок — большой или маленький?
Когда ребёнок впервые надевает школьную форму и берет в руки ранец, он сразу начинает казаться родителям очень взрослым и серьезным. В пять и шесть лет его имидж не сильно отличался от себя прошлогоднего — малыш и малыш, ну подрос на несколько сантиметров. Но теперь ребёнок попадает в другую систему, его образ жизни уже ассоциируется с науками и важными занятиями, потому сравнивая его с любыми дошколятами, родителям очевидно, что их сын или дочь уже совсем взрослые. Не зря существует расхожее выражение — «уже в школу ходит», значит, совсем большой. Ребёнок и сам с удовольствием поддерживает свой образ взрослого человека. Это говорит природное любопытство — ему не терпится познакомиться и стать причастным к миру новых неизвестных дел.
И здесь часто происходит первое недопонимание, а порой даже разочарование. Во-первых, сам школьник неожиданно открывает для себя, что учиться — это не всегда так легко и весело, как представлялось раньше. Что задания бывают не только приятными, что выполнять их надо обязательно, даже если очень не хочется. Это не вчерашнее рисование — надоело корпеть над домиком, уберу в стол, дорисую завтра. Ребёнок сталкивается с первой объективной оценкой со стороны, и не всегда она оказывается восторженной. Это для мамы или воспитательницы любые каракули были достижением, а теперь ученик слышит «старайся лучше», это принципиально другие отношения.
Все это является большим стрессом для организма. Строго говоря, подобная перемена в жизнедеятельности человеческого организма не является для него естественной — обязательному школьному образованию меньше ста лет, природой ничего подобного вообще не было предусмотрено. Реагировать на этот стресс организм ребёнка может по-разному. Но в любом случае, школьнику понадобится очень много отдыха, больше, чем было еще год назад. Многие дети именно в первом классе возвращаются к дневному сну. Родители не должны удивляться — так проходит естественная адаптация, нужно дать ребёнку восстановить силы.
Отношения в классе
Отношения внутри класса — это очень важно. Они выстраиваются сразу по двум направлениям — контакты с одноклассниками и с учителем. Такие отношения очень отличаются от того, к чему ребёнок привык в детском саду, и если этого этапа не было, то адаптация может оказаться еще более сложной. В садовской жизни было меньше обязательности и больше игровых моментов. В игре дети разделялись на мини-компании, и каждая могла играть по своим правилам. В школе для всех деятельность одна и уроки одни. Игровая деятельность постепенно уходит на второй план, потому отношения с друзьями в большом коллективе выстраивать не так просто.
Для нормализации контактов и поддержания дисциплины на уроке придется много потрудиться классному руководителю. Не просто так в начальной школе количество педагогов, работающих с одним классом, администрация старается свести к минимуму. Классный руководитель — это переходное звено между мамой-воспитателем и учителями старшей школы. Во время обучения личные моменты постепенно уходят из отношений ученика и учителя, и ребёнку, и педагогу необходимо сосредотачиваться на усвоении материала, а не на личных событиях жизни или предпочтениях. Но такой резкий переход очень сложен для нервной системы маленького ребёнка, потому первая учительница будет рядом постоянно, она поможет адаптироваться, и некоторый уровень личных отношений с ней будет сохраняться у каждого ребёнка.
Потому выстроить хорошие доверительные отношения с классным руководителем — это очень важно, и родители сами первые должны стремиться наладить их. Это нужно не только для контроля за успеваемостью. От того, насколько психологически комфортно будет чувствовать себя ребёнок в классе, зависит его способность к учебе. А микроклимат в школе напрямую зависит от учителя.
Когда родители не должны мешать
Довольно сложным является вопрос о степени самостоятельности при обучении ребёнка. Еще не так много лет назад это вообще не обсуждалось — родители вообще не очень вникали в учебные дела школьника, только оценивали результат. Но постепенно получила распространение другая тенденция: теперь все чаще родители строго контролируют выполнение домашней и классной работы даже учеников старших классов. Иногда это в самом деле способствует повышению качества получаемого образования. Но родители сталкиваются с полным отсутствием личной мотивации к учебе — как только жесткий контроль ослабляется, учеба забрасывается полностью. Еще чаще возникают проблемы при получении высшего образования.
Начинать закладывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания нужно еще в начальных классах. В первом классе официально запрещена домашняя работа, но часто детям приходится повторять дома пройденный в классе материал или готовить дополнительную информацию. Родители должны правильно обозначить свое участие с самого начала. Да, контроль нужен. Но выполнить свою задачу ученик обязательно должен сам. Помочь ему в этом разумеется, можно — вместе отрепетировать стих, который необходимо выучить, подсказать, где найти нужную информацию. Но в целом учеба — ответственность только ребёнка, не родителей.
Все дети разные
Даже если в школу идет не первый в семье ребёнок, родители каждый раз заново переживают волнительный первый класс. Но как раз здесь может подстерегать психологическая ловушка: к младшему ребёнку иногда предъявляют такие же требования, как и к старшему, и ждут от него тех же достижений в школьной жизни. Почему-то родителям проще бывает признать тот факт, что научиться ходить каждый малыш может в свое время, чем смириться с тем, что младший ребёнок дольше сидит над уроками, или ему не дается математика.
Интеллектуальные особенности у всех свои, и далеко не все перетрут терпение и труд, как говорит известная поговорка. То, что кажется элементарным взрослым, может оказаться непосильной ношей для испуганного семилетки. Не нужно обвинять его в лени — это не его вина, это его беда. Возможно, ему придется приложить больше усилий — школьника стоит при этом поддержать, а не наказывать, если он и в самом деле старается.
И наоборот, если успехи даются ученику легче, чем в свое время его братьям и сестрам — это не повод родителям расслабляться. Такие дети часто начинают халтурить и теряют ту границу, когда материал усложняется и нужно уже прилагать усилия. Они привыкли, что можно не трудиться, и не понимают, почему теперь вдруг понадобились усилия. Так легко вчерашние отличники становятся отстающими. Родители с самых первых дней должны следить за тем, чтобы любая работа была выполнена качественно. Она кажется легкой и не интересной? Тем больше поводов побыстрее сделать ее, но хорошо.