01.09.2016 4035

Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику

Автор - врач терапевт

Диденко Владимир Андреевич

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Начало обучения и адаптации ребенка к школе — особенная и волнующая пора как для самого малыша, так и для его родителей. Маленький школьник вступает в другой, совершенно незнакомый ему мир, где его ожидают не только увлекательные встречи с новыми друзьями, но и непростые испытания, связанные с учебой и появлением первых «взрослых» обязанностей.

Каковы особенности школьной адаптации у первоклассников и что можно предпринять, чтобы помочь ребенку максимально быстро и безболезненно миновать сложный период? Ответить на эти и другие вопросы родителям поможет специальный «ликбез» от MedAboutMe.

Психология ребенка: особенности адаптации первоклассников к школе

Психология ребенка: особенности адаптации первоклассников к школе

Адаптация представляет собой процесс перестройки организма, направленный на приспособление последнего к новым условиям. При переходе ребенка к школьному обучению такая перестройка затрагивает, в первую очередь, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы его личности.

Главная сложность, с которой сталкивается малыш, впервые перешагнувший порог школы, — это предъявление ему достаточно строгих, непривычных для него требований. Интересы и желания ребенка отступают на второй план; происходит вынужденная перестановка приоритетов в пользу таких понятий, как «дисциплина», «ответственность», «самостоятельность». После беззаботного периода жизни, проведенного в играх и не сопряженного с серьезными ограничениями или запретами, новая жизнь представляется малышу скорее скучной и утомительной, нежели яркой и по-настоящему интересной.

Особенности адаптации первоклассника к школе заключаются также в резкой смене характера и целей деятельности, что обусловлено началом активного процесса обучения. До момента поступления ребенка в школу в качестве привычного досуга для него выступала игра, не требующая обязательного достижения каких-либо конкретных результатов. Теперь же для малыша приобретает актуальность именно необходимость стремления к определенному результату, подлежащему впоследствии учительской оценке.

Значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка оказывают и условия, связанные с его пребыванием в новом коллективе и участием в процессе совместной деятельности. Интенсивное взаимодействие с учителями и одноклассниками требует наличия у ребенка развитых коммуникативных навыков.

Известно, что период адаптации легче всего проходит у детей, подготовленных к школе, то есть обладающих достаточным опытом общения, приученных к соблюдению режима и знакомых с нормами поведения в учебном коллективе. Лучшей базой для привития малышу такого рода навыков считается детский сад, целенаправленно формирующий в ребенке качества, необходимые для его полноценного перехода к школьному обучению.

В среднем, школьная адаптация первоклассников длится от полутора до трех месяцев. Такая разница бывает обусловлена индивидуальными особенностями психологии каждого ребенка и степенью готовности малыша к школе. Сочетание двух обозначенных факторов предопределяет уровень адаптации, свойственный тому или иному новоиспеченному школьнику.

Три уровня школьной адаптации

Три уровня школьной адаптации

Определить, как происходит адаптация ребенка-первоклассника к школе, родителям помогут следующие признаки:

  • Высокий уровень адаптации. 
Малыш с удовольствием ходит на занятия, не испытывает трудностей в освоении программы, позитивно отзывается об учителе, дружит с одноклассниками, активно участвует в школьной жизни, проявляет искренний интерес к учебе.
  • Средний уровень адаптации. 
Необходимость посещения школы не вызывает у ребенка отрицательных эмоций; малыш ладит с одноклассниками, выполняет школьные поручения, способен справляться с типовыми задачками и упражнениями. Однако при этом он нуждается в подробном объяснении учебного материала и периодическом контроле со стороны учителя; концентрируется на заданиях лишь в том случае, если предмет изучения ему интересен.
  • Низкий уровень адаптации. 
Отзывы первоклассника о школе и обо всем, что с ней связано, носят индифферентный или отрицательный характер. Малыш постоянно ищет повод, чтобы не пойти на учебу; часто жалуется на плохое самочувствие. В поведении малыша доминирует подавленное настроение; в школе имеют место систематические нарушения дисциплины. Отмечаются выраженные сложности с усвоением учебного материала; самостоятельная работа затруднена; присутствует необходимость в непрерывном учительском контроле. Общение с одноклассниками не выходит за рамки формального.

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    О на