Адаптация к школе: как помочь ребенку-первокласснику

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Начало обучения и адаптации ребёнка к школе — особенная и волнующая пора как для самого малыша, так и для его родителей. Маленький школьник вступает в другой, совершенно незнакомый ему мир, где его ожидают не только увлекательные встречи с новыми друзьями, но и непростые испытания, связанные с учебой и появлением первых «взрослых» обязанностей.

Каковы особенности школьной адаптации у первоклассников и что можно предпринять, чтобы помочь ребёнку максимально быстро и безболезненно миновать сложный период? Ответить на эти и другие вопросы родителям поможет специальный «ликбез» от MedAboutMe.

Психология ребёнка: особенности адаптации первоклассников к школе

Психология ребёнка: особенности адаптации первоклассников к школе

Адаптация представляет собой процесс перестройки организма, направленный на приспособление последнего к новым условиям. При переходе ребёнка к школьному обучению такая перестройка затрагивает, в первую очередь, познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы его личности.

Главная сложность, с которой сталкивается малыш, впервые перешагнувший порог школы, — это предъявление ему достаточно строгих, непривычных для него требований. Интересы и желания ребёнка отступают на второй план; происходит вынужденная перестановка приоритетов в пользу таких понятий, как «дисциплина», «ответственность», «самостоятельность». После беззаботного периода жизни, проведенного в играх и не сопряженного с серьезными ограничениями или запретами, новая жизнь представляется малышу скорее скучной и утомительной, нежели яркой и по-настоящему интересной.

Особенности адаптации первоклассника к школе заключаются также в резкой смене характера и целей деятельности, что обусловлено началом активного процесса обучения. До момента поступления ребёнка в школу в качестве привычного досуга для него выступала игра, не требующая обязательного достижения каких-либо конкретных результатов. Теперь же для малыша приобретает актуальность именно необходимость стремления к определенному результату, подлежащему впоследствии учительской оценке.

Значительное влияние на психоэмоциональное состояние ребёнка оказывают и условия, связанные с его пребыванием в новом коллективе и участием в процессе совместной деятельности. Интенсивное взаимодействие с учителями и одноклассниками требует наличия у ребёнка развитых коммуникативных навыков.

Известно, что период адаптации легче всего проходит у детей, подготовленных к школе, то есть обладающих достаточным опытом общения, приученных к соблюдению режима и знакомых с нормами поведения в учебном коллективе. Лучшей базой для привития малышу такого рода навыков считается детский сад, целенаправленно формирующий в ребёнке качества, необходимые для его полноценного перехода к школьному обучению.

В среднем, школьная адаптация первоклассников длится от полутора до трех месяцев. Такая разница бывает обусловлена индивидуальными особенностями психологии каждого ребёнка и степенью готовности малыша к школе. Сочетание двух обозначенных факторов предопределяет уровень адаптации, свойственный тому или иному новоиспеченному школьнику.

Три уровня школьной адаптации

Три уровня школьной адаптации

Определить, как происходит адаптация ребёнка-первоклассника к школе, родителям помогут следующие признаки:

  • Высокий уровень адаптации. 
Малыш с удовольствием ходит на занятия, не испытывает трудностей в освоении программы, позитивно отзывается об учителе, дружит с одноклассниками, активно участвует в школьной жизни, проявляет искренний интерес к учебе.
  • Средний уровень адаптации. 
Необходимость посещения школы не вызывает у ребёнка отрицательных эмоций; малыш ладит с одноклассниками, выполняет школьные поручения, способен справляться с типовыми задачками и упражнениями. Однако при этом он нуждается в подробном объяснении учебного материала и периодическом контроле со стороны учителя; концентрируется на заданиях лишь в том случае, если предмет изучения ему интересен.
  • Низкий уровень адаптации. 
Отзывы первоклассника о школе и обо всем, что с ней связано, носят индифферентный или отрицательный характер. Малыш постоянно ищет повод, чтобы не пойти на учебу; часто жалуется на плохое самочувствие. В поведении малыша доминирует подавленное настроение; в школе имеют место систематические нарушения дисциплины. Отмечаются выраженные сложности с усвоением учебного материала; самостоятельная работа затруднена; присутствует необходимость в непрерывном учительском контроле. Общение с одноклассниками не выходит за рамки формального.

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    Проблемы адаптации у первоклассника: дополнительные симптомы и признаки

    О нарушении у ребёнка школьной адаптации может сигнализировать ряд характерных тревожных симптомов:

    • хроническая усталость;
    • нестабильность настроения;
    • повышенная тревожность;
    • ухудшение аппетита;
    • проблемы со сном;
    • головные боли;
    • диспепсические расстройства;
    • снижение иммунитета;
    • в тяжелых случаях возможно развитие серьезного невротического расстройства (невроза навязчивых состояний, заикания, энуреза и пр.)

    Появление у ребёнка вышеуказанных симптомов в первые недели школьного обучения должно являться для родителей сигналом о необходимости своевременного обращения к детскому психологу. Специалист определит, в чем заключается проблема адаптации, и найдет действенные пути для ее быстрого и эффективного решения.

    Кроме того, не стоит забывать, что дети весьма чувствительны к геомагнитным колебаниям — вы можете воспользоваться сервисом МетеоДоктор для уточнения погодных условий на текущий день. Не ругайте вашего малыша, если в какой-то день он стал капризным, плаксивым и раздражительным — возможно, дело в колебаниях атмосферных параметров.

    Как помочь ребёнку-первокласснику в адаптации: советы родителям

    Как помочь ребёнку-первокласснику в адаптации: советы родителям

    Минимизировать возможные проблемы адаптации первоклассника к школе взрослым поможет соблюдение несложных рекомендаций:

    • Проявляйте искренний интерес к школьной жизни ребёнка, его проблемам и достижениям. Постарайтесь всегда быть в курсе взаимоотношений своего чада с учителем и одноклассниками. Не жалейте времени на общение с малышом; ведь сейчас ему особенно необходимы родительские поддержка, тепло и внимание.
    • Обеспечьте в доме благоприятную для маленького школьника психологическую атмосферу. Поддерживайте в ребёнке позитивную самооценку, настраивайте его на успех и непременное одержание победы над временными трудностями адаптации.
    • Разработайте совместно с ребёнком рациональный и при этом комфортный для малыша распорядок дня. Готовое расписание поможет маленькому школьнику чувствовать себя увереннее и не упустить из вида важные повседневные мероприятия.
    • Уделите повышенное внимание организации правильного питания для ребёнка. Рацион первоклассника должен быть не только здоровым, но и максимально сбалансированным, то есть способным обеспечить детский организм всеми необходимыми витаминами и микроэлементами.
    • Начинайте день с позитивных моментов; не забудьте сказать несколько добрых напутственных слов, прежде чем отправить ребёнка на занятия. Позаботьтесь о том, чтобы у малыша было достаточно времени, чтобы собраться в школу в нормальном режиме.
    • Не относитесь пренебрежительно к жалобам малыша на ухудшение самочувствия. Помните о том, что даже самые безобидные, на первый взгляд, симптомы могут указывать на проблемы адаптации.
    • Воспитывайте в ребёнке самостоятельность. Безусловно, сопровождать в первое время малыша в школу — обязанность каждого ответственного родителя. Но что касается подготовки портфеля или уборки разбросанных игрушек в детской комнате — с такими делами первоклассник должен учиться справляться самостоятельно.
    • Донесите до ребёнка мысль: учитель — это человек, который посвятил свою жизнь тому, чтобы дарить детям знания, а значит, относиться к нему следует с доверием и уважением. Не допускайте в присутствии своего чада высказываний, которые могли бы подорвать в его глазах авторитет педагога.
    • Не лишайте малыша игр и общения со сверстниками, даже если его успехи в школе не вызывают у вас удовлетворения. Научитесь договариваться с ребёнком; вне зависимости от обстоятельств, откажитесь от критики, угроз, ультиматумов и тем более — физических методов наказания. Осуществляйте систематический контроль над положением дел в школе, но делайте это без излишнего фанатизма.

    Учитывайте возможные особенности адаптации вашего ребёнка, исходя из уровня его подготовленности к школе, специфики темперамента и навыков общения. Прилагайте усилия к тому, чтобы помочь малышу преодолеть все трудности, обусловленные теми или иными личностными факторами, — и период адаптации пройдет для него и для вас быстро и безболезненно!

    Использованы фотоматериалы Shutterstock

    Читайте далее

    Очищающая пенка для лица: как использовать ее в уходе

    Очистить кожу от загрязнений и остатков косметики быстро и бережно – на это способна пенка для лица!

    Гигиена полости рта: как выбрать ирригатор

    Кому и зачем нужен ирригатор, и как выбрать это устройство?

    Каким должно быть меню при лечебной диете №5 и столе 5П?

    Правильное питание при многих заболеваниях — залог успешного выздоровления и хорошего самочувствия.

    Летняя обувь: профилактика травм и проблем осанки

    Ношение летней обуви на каблуках может привести к проблемам с позвоночником и скелетом в целом. Что нужно для профилактики проблем?

    7 летних проблем с ногами, которые мешают носить красивую модную обувь

    Как ухаживать за ногами летом, чтобы можно было носить модную обувь? Рекомендации экспертов.

    Баланопостит у ребенка: симптомы и лечение

    Что такое баланопостит, как он протекает у детей?

    Нужна ли ортопедическая обувь для профилактики боли в стопе?

    Ношение ортопедической обуви сегодня распространено не только среди детей, но среди взрослых, и зачастую необоснованно.

    Вкривь и вкось: болезнь Пейрони

    Искривление полового члена: ответы на вопросы, которые вы стеснялись задать, от MedAboutMe.

    Ремиссия при мочекаменной болезни: как продлить?

    Страдаете от мочекаменной болезни? Узнайте, как добиться ремиссии болезни и продлить ее на долгий срок.

    Герпес: что нужно знать о многообразии вирусов и как бороться с рецидивами

    Как правильно бороться с рецидивами и обострениями вируса герпеса: подробно рассказываем о многообразии и коварстве этого вируса
    Опубликовано 01.09.2016 11:11, обновлено 24.08.2021 11:00
    Рейтинг статьи:
    4,4

    Использованные источники

    Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
    Проблема адаптации к школьному обучению у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Филькина О.М., Кочерова О.Ю., Воробьева Е.А., Пыхтина Л.А., Шанина Т.Г. // Вопросы практической педиатрии 2009 Т. 4 №3
    Факторы адаптации первоклассников к школе / Соловьёва Д.Ю. // Вопросы психологии 2012 №4

    Читайте также

    Школа: как помочь адаптации
    Поступление в школу – очень важное событие в жизни ребенка. Сейчас малышу как никогда нужна поддержка близких, чтобы справится со стрессом и укрепиться в новом статусе.
    Дети идут в первый класс. Как подготовить ребенка к школе
    Дети идут в первый класс. Как сделать безболезненной и максимально комфортной адаптацию ребенка к новой жизни?
    Основные психологические проблемы при адаптации ребенка к школе
    С какими сложностями сталкиваются дети, когда начинают ходить в школу? Как помочь справиться с ними?