Привыкание к новому коллективу представляет трудность даже для взрослых людей, что уж говорить о детях, не имеющих навыков и опыта общения. Малыши обладают обостренным эмоциональным восприятием происходящего. Для них очень важна теплая дружественная обстановка, одобрительное и понимающее отношение окружающих. Поэтому от поведения родителей во многом зависит, как быстро ребёнок сможет привыкнуть к новым учителям и одноклассникам, завести друзей, принять изменившиеся условия жизни, связанные с переходом в другую школу.
Причины перевода ребёнка в другую школу
Процесс адаптации ребёнка к новому коллективу и новым условиям учебы частично зависит от причины, вызвавшей переход в другую школу. Если родители сумели правильно объяснить сложившиеся обстоятельства жизни семьи, то адаптация к новой обстановке пройдет менее болезненно.
Самым распространенным случаем является переезд семьи в другой район города или в другой город.
Смена города приносит много общесемейных проблем, связанных с обустройством на новом месте, родители заняты решением своих многочисленных дел и на ребёнка остается мало времени. А ведь у него изменилось абсолютно все: привычный образ жизни, домашние условия, круг друзей и одноклассников, даже любимые места игр. Каждая из этих ситуаций способна вызвать стресс, а все вместе они даже могут привести к депрессии, ухудшению самочувствия, снижению успеваемости в школе.
Пока ребёнок не наладит отношения с новыми одноклассниками, каждый поход в школу будет сопровождаться психологическим напряжением. Без поддержки родителей ему не справиться.
Более простым случаем является переход в другую школу в этом же городе. Ребёнок может поддерживать отношения со старыми друзьями, приглашать их в гости, и так снизить остроту смены школьного коллектива.
Если новая школа выбрана для более глубокого изучения определенных предметов и ребёнку это интересно, то настроение ученика будет более радостным и позитивным. Он будет настроен на достижение цели, которая его привлекает. Это может быть изучение иностранного языка, спортивное совершенствование, интерес к математике и физике.
Смена школы может быть вызвана и отрицательными обстоятельствами. Такое решение семьи может быть результатом конфликтной ситуации в прежней школе, разрешить которую другим способом оказалось невозможно. В этом случае ребёнку на доступном уровне надо объяснить мотив смены школы, чтобы не допустить повторения проблемы.
С детьми следует обговаривать правила поведения в новом коллективе
Перед вступлением в новый коллектив родителям следует поговорить с ребёнком и выработать правила его действий для более быстрой адаптации.
Дети, легко общающиеся в соцсетях, могут познакомиться с будущими одноклассниками в виртуальном пространстве, узнать их интересы и определить для себя возможных друзей. Такое общение поможет застенчивым детям преодолеть трудности очного знакомства.
Ребёнок должен понять, что первое время к нему будут присматриваться, поэтому лучше вести себя естественно, не стараться понравиться абсолютно всем, особенно неформальным лидерам класса. Не надо поддаваться на провокации, обижаться и терять чувство достоинства.
Вести себя надо уверенно в любой ситуации. Особенно это важно для девочек, придающих большое значение внешним факторам.
Полезно чаще улыбаться, быть приветливым и стараться поддержать разговор. К новеньким в классе обычно повышенное внимание.
Надо постараться быстро запомнить имена одноклассников и обращаться к ним по имени. Так проще наладить дружеские отношения и расположить к себе.
Не следует делать поспешных выводов о своих одноклассниках, учителях и школьных правилах. Первые две недели надо просто наблюдать со стороны.
Дети не должны бояться новой обстановки, а обо всех проблемах лучше сообщать взрослым. А родители не должны отмахиваться от сложностей общения со сверстниками сына или дочери. Это может привести к печальным последствиям. Ребёнок обзаведется комплексами, забросит учебу, это может повлиять на всю оставшуюся жизнь.
Помощь родителей
Родители не должны пускать процесс адаптации детей в новой школе на самотек, отговариваясь занятостью. Первые недели будут особенно трудными и взрослые должны это понимать.
Не следует сразу требовать хороших отметок, ученик и учителя будут приспосабливаться друг к другу.
На то время, пока у ребёнка не появилось друзей, эту роль должны выполнять родители, чтобы у ребёнка не возникло дефицита общения. Очень важны доверительные беседы, без нотаций и нравоучений. Нужно просто быть в курсе — как складываются отношения у детей в новом классе.
В первое время надо чаще встречаться с учителями и классным руководителем, чтобы быть в курсе всех событий. При необходимости следует проинформировать преподавателей об особенностях характера и здоровья их нового ученика.
Полезно найти для ребёнка интересные секции или кружки, чтобы он был занят, и для тоски по старой школе просто не оставалось времени. Это придаст уверенности в себе, позволит быстрее найти друзей по интересам.
Новые учителя
В новой школе ребёнка ждут и новые учителя, с новыми требованиями, своими правилами и характером. Привыкнуть к этому и выполнять все задания — тоже стресс для ребёнка. Не стоит сразу требовать высоких оценок, но и запускать учебу нельзя.
В период адаптации нужно помочь ребёнку выполнять домашние задания, может быть, взять репетитора на несколько занятий по особо сложным предметам. Это важно в старших классах.
В любом случае нужно контролировать, как ребёнок делает домашние задания. Устные — параграф из учебника он может рассказать родителям, письменные задания — показать выполнение в тетради.
Если ограничиваться только вопросом: сделаны ли уроки, он может сказать неправду. Потом это все равно выяснится по плохим оценкам. Несмотря на занятость родителей и множество домашних дел по обустройству на новом месте, не нужно пускать на самотек учебу ребёнка. Не все дети могут сами справиться с учебными нагрузками, еще и в новой обстановке, в незнакомом коллективе. Может быть и такое, что ребёнку не нравиться какой-то конкретный учитель, и он с неохотой идет именно на его занятия.
Отношения с новыми преподавателями тоже нужно выстраивать аккуратно. Их отношение зависит, в основном, от успеваемости учеников, от их поведения на уроке.
Внимательное отношение родителей, как самых близких людей, поможет ребёнку легче перенести трудный жизненный этап, дополнительно укрепит семейные узы и взаимную любовь. Главное — в период адаптации проявить максимум терпения и заботы о ребёнке, тогда он быстро почувствует себя комфортно в новой школе.