Аграфия в логопедии и неврологии: почему развивается это нарушение речи?

Статью проверил кандидат медицинских наук, доцент
Филюк Александр Яковлевич

Мы часто принимаем простые способности как должное, например, умение писать. Но у некоторых людей могут быть большие трудности с письмом. Многие знают о дисграфии — частичном нарушении способности писать, при котором человек делает повторяющиеся ошибки. Но что, если письменная речь не даётся совсем? Что это — аграфия, и как в логопедии и неврологии объясняют её причины?

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Аграфия: что это за нарушение

Даже совсем маленькие дети уже осваивают основные навыки: основы того, как говорить, писать и читать. Многие малыши усваивают это очень легко, но у других детей возникают большие трудности в одной из этих областей. Многие люди знакомы с дислексией, нарушением обучения, которое влияет на то, как человек читает. Другое нарушение обучения, которое менее известно, — это аграфия.

Аграфию можно определить, как нарушение или потерю способности писать. Ряд травм, повреждений, неврологических заболеваний и состояний здоровья могут вызвать аграфию. Отсутствие или неточность навыков письма приводит к нарушению межличностного общения и деятельности, что в конечном итоге может вызвать эмоциональные и социальные трудности.

По данным исследования учёных из Университета Южной Каролины, наряду с афазией и алексией, основной причиной нарушений речи считаются ишемические инсульты, особенно при поражении речевых центров мозга.

Виды аграфии

Чтобы уметь писать, человек должен знать слово или букву и иметь физическую возможность использовать этот навык. Эти навыки зависят от функционирования нервной системы, включая центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). Нарушения в такой нейронной функциональности повреждают оба компонента способности писать, что приводит к аграфии.

Тип аграфии зависит от характера поражения, которое нарушает эти навыки. Аграфия может сопровождаться другими нарушениями языка, включая алексию и афазию, то есть у человека будут нарушения письма, чтения и речи. Нарушения языка, которые затрагивают только письмо, известны как «чистая аграфия».

  • Центральная (лингвистическая/афазическая) аграфия: при центральной аграфии повреждаются определенные области ЦНС и мозга. Эти области нужны для хранения, организации и использования знаний о буквах и словах.
  • Фонетическая аграфия — расстройство, при котором человек не может писать несловесные тексты без диктовки, например, цифровые диктанты, но может писать слова под диктовку и повторять их вслух.
  • Лексическая аграфия — человек испытывает трудности с написанием слов, которые не произносятся фонетически.
  • Периферическая аграфия. Для правильного письма недостаточно памяти мозга, содержащей слово или букву — человек также должен уметь использовать свои двигательные и сенсорные системы в ПНС, чтобы правильно написать нужное слово. При периферической аграфии сохраняется типичное знание слов и букв, но нарушены навыки письма.
  • Апраксическая аграфия — ранее известная как «чистая моторная аграфия». Человек может произнести слово устно, но не может написать его правильно из-за поражений в двигательных и сенсорных нейронных цепях ПНС.
  • Пространственная аграфия связана с ошибками в письме, связанными с ориентацией. Обычно люди не могут писать горизонтально или сохранять отчетливый почерк, используя повторяющиеся штрихи и буквы.

Диагностика аграфии

Навыки письма обычно проверяются с помощью открытых вопросов, таких как «Что вы делали сегодня?» или «Опишите себя», на которые надо написать ответ на чистом листе бумаги.

Врач будет наблюдать и изучать ответ, используя следующие критерии:

  • Ориентация слов и букв.
  • Лёгкость и скорость выполнения задач.
  • Интервалы или единообразие слов и букв.
  • Сила и качество нажима.
  • Любые грамматические ошибки.
  • Точность написания.

Для характеристики типа и тяжести аграфии требуются более конкретные оценки. Например, физические методы визуализации, включая компьютерную томографию (КТ) и магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Так как аграфия в логопедии — это неврологическое нарушение, терапия нужна комплексная. Полное лечение аграфии обычно требует сочетания развития речи и письма, хирургического вмешательства и приёма лекарств, которые устраняют или смягчают поражение, вызывающее расстройство.

Использованы фотоматериалы Unsplash

Читайте далее

Раны, порезы и ссадины у детей: первая помощь и что делать со шрамами?

Как обрабатывать раны у детей и в каких случаях надо зашивать порезы и царапины?

Красивая кожа рук: домашние маски против шелушения

Когда наступают холода, кожа рук часто шелушится и обветривается. Вернуть ей мягкость и ухоженный вид помогут домашние маски.

Уход за кожей в период менопаузы: советы косметологов

После наступления менопаузы кожа перестала радовать? Подарите ей заботу и внимание, и перемены не заставят себя ждать!

Травмы, царапины и ссадины: почему они долго не заживают и что с ними делать?

Почему долго не заживают травмы, ссадины и царапины? Как правильно обрабатывать ранки у взрослых.

Успокойтесь скорее! Как быстро избавиться от стресса и нормализовать сон без использования лекарств?

Как восстановить здоровый сон после перенесенного стресса: советы, рекомендации и лайфхаки экспертов
Опубликовано 25.02.2025 18:45
Рейтинг статьи:
4,0

Использованные источники

Apraxic agraphia: An insight into the writing disturbances of posterior aphasias / Krishnan G, Rao SN, Rajashekar B. // Ann Indian Acad Neurol 2009
Anatomy of aphasia revisited / Fridriksson J, den Ouden DB, Hillis AE, et al. // Brain 2018

Читайте также

Логопедические развивающие игры, их виды
Желаете поставить ребенку речь? Тогда без логопедической развивающей игры не обойтись, с ней корректировка речевых нарушений произойдет эффективней.
Короткая уздечка языка у детей: логопед или стоматолог?
Нарушение речи у детей, связанные с короткой уздечкой языка. Какое решение принять родителям – подрезать или заниматься с логопедом?
«Фефекты фикции», или Логопедия для взрослых
Можно ли избавиться от расстройства речи во взрослом возрасте? Где искать логопеда и как лечиться?
День логопеда
Международный день логопеда отмечается 14 ноября. Как определить, что вашему ребенку нужен логопед. Уровни речевого развития.
Развитие связной речи ребенка до школы: советы родителям от логопеда
Ребенок должен научиться говорить связными предложениями до школы. О критериях и правилах развития связной речи мы расскажем в нашей статье.
Исправляем речь ребенка: лучшие упражнения от логопеда!
Речь ребенка развивается индивидуально. Мы вам расскажем с помощью, каких упражнений можно улучшить произношение звуков у малыша.