Дети осмысляют окружающий мир посредством действий, они должны все потрогать, проверить на вкус и на прочность. Когда малыш лежит в коляске и не способен перемещаться в пространстве, все вокруг не представляет большой опасности для его здоровья. Как только он способен покинуть пределы кровати, родителей охватывает настоящая паника. С их точки зрения дом переполнен жуткими опасностями. Опасность они видят в обыкновенных бытовых предметах, таких как вилки, ложки, столы и стулья, двери и ящики в шкафу. Как обеспечить безопасность и развитие ребёнка, не нарушая его тягу к исследованиям и познанию окружающего мира?
Влияние запретов на детей
Малыш растет, способность «наводить собственный порядок» с каждым днем увеличивается. Здоровье детей — самое главное. Что делать для того, чтобы и вещи остались целыми, а ребёнок не нанес себе травм?
Запреты важны для развития ребёнка, приучать к слову «нет» и «нельзя» нужно уже с годовалого возраста. При этом нужно суметь сделать это так, чтобы не вызвать желание делать наоборот или чувства агрессии.
Для малыша познание мира состоит, порой, в причудливых вещах. Например, ему срочно нужно натянуть колготки на голову или сесть в лужу, отхлебнув немного мутной воды. Как только вы запрещаете детям это сделать, получаете в свой адрес посыл возмущения, гнева и слез. Даже если малыш послушает вас в данной ситуации, не ждите, что завтра он не сможет повторить это же действие с успехом. И происходит это не потому, что он действует вам назло, а потому что просто не способен пока воспринять значение этого слова в глобальном смысле.
Запреты необходимы для малыша, но не переусердствуйте с их количеством. Развитие ребёнка, переполненное бесконечными «нельзя», никак не назовешь правильным. Дети до 3 лет не видят разницы в поведении на людях или дома. Им сложно объяснить, что на речке можно играть с водой, а в квартире нельзя, что дома можно полежать на полу, а вот для парковой аллеи это не подходит. Не исходите пеной изо рта в тщетных толкованиях правил этикета, не поможет. Взамен запрету, постарайтесь просто вовремя отвлечь его от такой идеи, переключив на что-то более интересное.
В раннем возрасте запреты должны касаться в большей степени того, что может принести вред здоровью крохи или его направленной агрессии на других.
Если уж ситуация вынуждает сказать твердое «нельзя», то обязательно объясните причину вашей реакции. Дети должны понимать, что нельзя не потому, что маме так захотелось, а потому, что это действительно может быть опасно. Объясняйте понятным малышу языком, желательно на конкретных примерах. Например, дайте потрогать кастрюлю на плите, которая еще не настолько горячая, чтобы угрожать здоровью детей.
Развитие ребёнка: что нельзя запрещать?
- Не запрещайте ребёнку есть самостоятельно, даже если он уже разбросал кашу по всей кухне. Не убивайте инициативу.
- Принимайте помощь от ребёнка. Не прогоняйте кроху, если он тащит вас за пакет по пути из супермаркета, желая помочь. Помогая, малыш чувствует себя взрослым и нужным. Пусть вам втрое тяжелее, терпите, даже хвалите. Иначе в следующий раз у него может и не возникнуть желание помочь.
- Не запрещайте рисовать. Детское «художество» позволяет развивать творческие способности, мелкую моторику рук и дает возможность самовыражения. Вместо слов «Прекрати, иначе ты все здесь измажешь!», просто застелите получше рабочее место, наденьте на малыша наряд, который можно испачкать и оставьте «мастера» в покое.
- Не запрещайте проявлять эмоции. Детям нужно бегать, плакать, сердиться, выражать радость и недовольство. Запрещая громко смеяться, например, вы подавляете в нем эмоции.
- Разрешайте играть с водой и лазить по всевозможным спорткомплексам. Подстраховывайте, будьте рядом, но давайте возможность физически развиваться.
- Не запрещайте малышу высказывать свое мнение. Не прикрикивайте на него, если ребёнок предлагает решение семейной проблемы. Даже если он видит счастье семьи в том, чтобы купить вагон шоколада. Его мнение, как полноправного члена семьи, должно быть услышано, пусть и не обязательно принято к сведению.
- Не запрещайте выдумывать небылицы. Таким образом, дети выражают свою фантазию, учатся мечтать, не лишайте их такой возможности.
Здоровье детей: что нельзя разрешать?
Психоэмоциональное здоровье детей, как и физическое, сильно зависит их родителей.
- Бить других, проявлять агрессию, обижать домашних животных. При этом объясняйте малышу, чем неправильна жестокость.
- Присваивать чужие вещи.
- Пренебрегать приветствием. Учите малыша с пеленок, что не прощаться и не здороваться невежливо.
- Убегать от родителей. Объясните малышу, что это опасно, и он должен всегда спрашивать разрешения у родителей, прежде чем куда-либо пойти.
- Играть на дороге, лезть самостоятельно в водоем, совать пальцы в розетку, играть с огнем и осуществлять другие, безусловно, угрожающие его безопасности действия.
Психологи об альтернативе запретам
Психологи все чаще советуют заменять режущее ухо «нельзя» более нейтральными призывами, не меняющими смысла действия. Недаром наш язык так велик и могуч. Запрет не должен звучать осуждающе. Обозначив границы поведения малыша, не нарушайте их сами. Если вы сказали, что ребёнку нельзя сидеть близко у телевизора, не делайте так и вы. При этом не запрещайте то, что физиологически необходимо ребёнку, например, бегать и резвиться.
Если слова «нельзя» никак не избежать, старайтесь почаще говорить слово «можно» там, где оно уместно. Например, «нельзя трогать горячую сковороду, но можно взять другую более холодную из шкафа». Оставляйте малышу право выбора. Для того, чтобы ребёнку не были необходимы взрослые вещи, купите ему собственные игрушечные предметы альтернативные вашим. Например, набор посуды, игрушечный мобильный телефон и т. д. Скажите, что он теперь в точности как вы, и не отмахивайтесь от «блюд» приготовленных на детской кухне или «важных звонков» с его мобильного телефона.
Любите своих деток, не подавляйте их инициативность. Помните, все отмоется, отстирается и зашьется. Просто будьте рядом, при необходимости подставьте свое крепкое родительское плечо, толково объясните и подстрахуйте.