Близкородственные браки запрещены почти во всех странах, а там, где прямого запрета нет, они просто не приветствуются. Чем вызваны такие ограничения, насколько они обоснованны? Не является ли такой запрет пережитками старых заблуждений?
MedAboutMe постарается ответить на эти и другие вопросы.
Близкородственный брак: дети с пороками развития и бесплодие
Существует гипотеза, что династии египетских фараонов угасали из-за обычая заключать браки между близкими родственниками. Братья женились на сестрах, отцы на дочерях и племянницах. Исследования немногих найденных останков древних фараонов отчасти подтверждают эту теорию. Вспомнить можно фараона Эхнатона и его потомков, включая самого знаменитого в наше время — фараона Тутанхамона, прославившегося только тем, что его мумия была найдена в неразграбленной гробнице.
Известно, что Эхнатон был рожден от брака близких родственников, его отец тяжело болел, его брат умер в детстве. Да и сам Эхнатон был нездоров, хотя это заключение можно сделать только по сохранившимся изображениям фараона-реформатора.
Примечательно, что именно в эпоху его правления в изобразительном искусстве Египта господствовал реализм, то есть внешность не приукрашивали.
Эхнатон был женат несколько раз, и все жены были его сестрами, а последняя, Меритатон — дочерью от брака с Нефертити (двоюродной сестрой) и одновременно вдовой Сменхкара, который тоже был сыном Эхнатона. А также старшим братом Тутанхамона, родившегося от брака отца с родной сестрой по имени Небеттах (по другим источникам — Бакетатон). Тутанхамон тоже был женат на сестре — Анхесенамон.
У Эхнатона была вытянутая голова, сдавленная в висках, узкие плечи, по-женски широкие бедра, длинные стопы и кисти рук с «паучьими» пальцами.
Тутанхамон вообще был калекой с детства: одна нога была длиннее другой и искривлена в нижнем суставе, так что ходить юноше приходилось с помощью трости. У него также были непропорционально широкие бедра и узкие плечи. Умер он и его сестра-жена совсем молодыми. Что неудивительно при таких сложных родственно-брачных отношениях, в которых и ученые-египтологи никак не могут до конца разобраться.
Второй яркий пример негативного влияния близкородственных браков на потомков — европейская династия Габсбургов, которые до такой степени переженились друг на друге, что в конце концов «чистокровные» потомки оказывались все как на подбор — с длинными свисающими носами, выпирающими вперед тяжелыми подбородками, огромной нижней губой, высокой переносицей, с глазами навыкате.
Считается, что эти признаки изначально внесла в династию некая прародительница из польских князей. Дальнейший инбридинг закреплял и усиливал эти признаки, а к ним добавлялись другие.
Детская смертность в королевской династии была вдвое выше чем в семьях крестьян, многие представители семьи были бесплодными, мужчины страдали импотенцией.
Последний представитель испанской ветви, несчастный калека Карл II, был единственным выжившим ребёнком из пяти, и с целым букетом пороков развития.
К 4 годам, когда ему досталась испанская корона, он еще не говорил, а ходить начал только к 8 годам. У него были проблемы с психикой, эпилепсия, непроходящая диарея, болезни опорно-двигательной системы, из-за которых он последние годы жизни был прикован к постели. А умерла эта жертва близкородственных кровосмесительных браков в 38 лет. Не оставив, к счастью, потомства.
По подсчетам генетиков, «коэффициент инбридинга» Карла II был больше, чем получилось бы при браке отца с дочерью: 25,4% против 25%. У всех нормальных людей 8 прадедов/прабабушек, а у этого бедолаги их было всего 4.
Рождение ребёнка: насколько велик риск выкидыша или наследственных болезней
В наборе генов каждого человека почти всегда есть 1-2 мутации, способных вызвать гибель потомства или бесплодие. У родственников наборы генов имеют общие черты, и опасность того, что совпадут и имеющиеся мутации, выше, чем у людей с неродственными генами.
Если встречаются нормальная аллель и мутантная, здоровая подавляет проявлении мутации. Но при совпадении двух мутантных аллелей вероятность рождения ребёнка с генетическими отклонениями возрастает.
Правда, иногда до родов дело даже не доходит, плод инцеста гибнет еще в утробе матери, и происходит выкидыш.
Однако такое развитие событий не обязательно. Если в семье хорошие, здоровые гены, нет никаких наследственных болезней, вероятность рождения здорового потомства ничуть не ниже, чем в обычных семьях.
Это подтверждают исследования, проведенные в замкнутой общине гуттеритов — американской религиозной группе из более чем полутора тысяч человек, каждый из которых является потомком основателей общины.
Их было 64 человека, и на протяжении 13 поколений их наследники женились только между собой. При этом исследование современных членов общины выявило количество генных мутаций у каждого не выше нормы: 1-2 мутантных гена, как и у любого другого человека.
Надо отметить, что гуттериты не вступают в брак «как взбредет в голову»: в общине ведутся родословные книги, основываясь на которых и подбираются пары для брака.
Родственные браки с точки зрения современного общества
В некоторых регионах до сих пор встречаются браки между двоюродными братьями и сестрами, дядей и племянницей. Так бывает на Кавказе, в республиках Средней Азии. Ислам, в принципе, не запрещает заключение таких браков, но не рекомендует их. Тем не менее, это не редкость.
У нас в доме была такая семья. Они и не скрывали, что являются двоюродными братом и сестрой. Из четверых детей у них нормальная была только одна девочка, а остальные, сыновья-двойняшки и маленький, с наследственными пороками развития, олигофрены, не способные даже самостоятельно передвигаться без посторонней помощи.
Врачи им много раз говорили, что нельзя им детей рожать, а они все пытаются родить еще одного здорового. Жена все время то в состоянии после очередного выкидыша, то в начале беременности, то в больнице. «Другие такие же пары рожают, и ничего, и у нас должно получиться».
Сегодня пары, имеющие родственные связи, могут вступать в брак. Если они не планируют рождения детей — никаких проблем вообще нет. Некоторые даже идут на операцию вазэктомии, чтобы избежать малейшей вероятности зачатия. Другие на свой страх и риск собираются обзаводиться потомством.
К счастью, современная наука располагает методами обнаружить генетические нарушения на самых ранних этапах развития эмбриона. Но для этого родители должны обратиться за консультацией генетика, дать согласие на проведение исследования и исключить вероятность наследования одного или нескольких аутосомно-рецессивных заболеваний наследственного характера.
Известно, что близкородственный брак повышает риск рождения детей с врожденными пороками сердца, муковисцидозом, нефронофтизисом, цистинозом, стенозом легочной артерии, нарушениями слуха, альбинизмом и т. д.
Внутрисемейные, внутриклановые браки в Узбекистане являются давней традицией.
Отчасти этот обычай имеет материальные корни: старшим не хочется, чтобы калым уходил из клана. Родители невесты ищут жениха из родственников, чтобы избежать возможного жестокого обращения с дочерью — со своими легче найти понимание.
В результате детей-инвалидов, родившихся от кровосмесительных браков, становится все больше.
На рекомендации врачей не очень образованные родители не хотят обращать внимания и остаются в уверенности, что больные и нежизнеспособные дети рождаются только у тех, кто злоупотребляет алкоголем или имеет пристрастие к наркотикам. А «хорошим» парам Аллах даст здоровых детей, даже если родители приходятся друг другу двоюродными братом и сестрой. И непременно ссылаются на примеры тех, кому повезло — а в родственных браках иногда рождаются прекрасные дети. Хотя больных все-таки появляется на свет больше.
В обычном браке вероятность рождения малыша с врожденной патологией примерно 3%, в близкородственном — от 4 до 6%. А в случае с ретинобластомой эта вероятность многократно увеличивается.
В соседнем Таджикистане начали решать эту проблему радикально, на законодательном уровне. С 2016 года близкородственные браки там не регистрируют. В Узбекистане пытаются обходиться агитацией, но результатами пока хвастаться не приходится.