Наверное, не осталось уже таких родителей, которые бы недооценивали необходимость качественного образования. С первыми обучающими программами ребёнок знакомится еще в дошкольный период, подготовка к школе стала почти обязательной и иногда длится не один год. Школьная система образования постоянно реформируется, стремясь сделать процесс обучения более удобным и эффективным. Но при этом растет количество разных тестов на всех этапах обучения ребёнка, и не всегда ученик бывает готов продемонстрировать те результаты, которых от него ожидают родители и учитель. Как лучше реагировать взрослым в такой ситуации?
Первая реакция родителей
Получив известие о плохо сданном тесте, родители не могут не огорчиться, и первой реакцией у большинства бывает гнев. Особенно часто злятся те родители, которые в течение долгого времени вкладывали различные ресурсы (время, деньги) в образование ребёнка. Их чувства понять можно — столько усилий потрачено, и что в результате? Но, разумеется, такую реакцию никак нельзя назвать конструктивной. Да, ребёнок увидит крайнее недовольство его результатами. Но неужели ему это и так непонятно? Даже завзятый двоечник понимает, что мама с папой не обрадуются очередному неудовлетворительному результату.
Тогда в чем смысл такого излияния негатива? Речь не идет о спонтанном всплеске эмоций, который трудно контролировать. Родители могут вспылить, как и другие люди, но вспышка не может длиться долго, а вот родительское неудовольствие по поводу плохо сданного теста может высказываться в течение дней и недель. Обычно в качестве объяснения такой реакции взрослые приводят желание показать ребёнку всю серьезность ситуации. Вот только этой составляющей сообщения неуспешный ученик, скорее всего, не услышит. Таково свойство человеческой психики: она защищается от внешней агрессии. Ребёнок часто не в состоянии строить планы по исправлению оценки или наверстыванию упущенного, в его голове будет постоянно звенеть: «все плохо-плохо-плохо». Не лучшая мотивация собраться и привести себя в рабочее состояние.
Негатив не нужен
Чтобы не застрять в собственной злости надолго, родителям все же следует выпустить негативные эмоции. Только, конечно не на ребёнка. Даже если первый скандал уже состоялся, нужно при первой же возможности закрыть эту тему для себя, чтобы снизить эмоциональную реакцию на проблему. Взрослые должны придти в спокойное состояние, в котором уже можно будет думать о мерах по исправлению ошибок.
Существует множество психологических приемов, позволяющих снизить градус накала страстей: покричать, побить подушку, порвать что-то, даже разбить. Каждый выбирает подходящий вариант, а пока надо не дать гневу захватить себя. Потому будет очень хорошо, если родители заведут привычку глубоко вдыхать и считать, например, до пяти при получении плохих известий (а неуспешно сданный тест, несомненно, к таковым относится). Этого хватит, чтобы волна негатива успела отступить, и тогда успокоиться будет проще. Когда сознание снова будет готово здраво мыслить, придет пора переходить к работе.
Ребёнок все понимает
Вот теперь можно звать ребёнка и спрашивать у него, как же так получилось. Если до этого родители были склонны демонстрировать выплеск гнева в ответ на новости о двойках, они сами удивятся реакции ребёнка на новую стратегию поведения. Очень может быть, что давний лентяй вдруг сам начнет взахлеб рассказывать о том, как он хочет исправить результаты, и что ему для этого нужно. Конструктив порождает конструктив: когда у человека отпадает необходимость психологически защищаться, он начинает думать над тем, как решать проблему.
Первые сведения о том, что же случилось, очень важны для общего понимания ситуации. Возможно, неуспешный ученик и не самая объективная сторона этого процесса, но полученные от него данные могут дополнить общую картину и помочь понять, какой выход необходим в сложившейся ситуации. Возможно, ребёнок скажет, что он недопонял тему, вопрос и ему нужны дополнительные занятия. А может быть, имеет место конфликт с учителем или одноклассником. Все эти случаи потребуют особого подхода к устранению проблем.
В сотрудничестве с учителем
Далее необходимо поговорить с педагогом. Неудовлетворительно выполненная работа — это достаточное основание для индивидуальной консультации. Не стоит стесняться беспокоить человека — работа с родителями входит в круг его обязанностей. Неуспевающий ученик в классе — проблема для любого классного руководителя. Учитель лучше кого бы то ни было знает, как обстоят дела с учебой у учеников, он сможет рассказать то, чего из других источников не узнать. Школьник не всегда объективно оценивает свои знания и способности, а может и исказить информацию, желая избежать наказания.
Ситуация может осложниться, если у ученика с педагогом отношения не ладятся. Причина возможна любая — и предвзятость, и непростой характер одной из сторон. Таких факторов существует множество. Довольно часто у родителей возникает стремление защитить ребёнка и ответить учителю резко. Такой реакции следует избегать, также, как и скандала в семье. Взаимные упреки вызовут только негатив и никак не помогут решить проблему. Родители должны показать, что они цель не для ругаться, а найти выход из сложившейся ситуации. Когда учитель увидит конструктивный настрой, он сам пойдет навстречу и подскажет подходящие способы пересдачи теста.
Олимпиада без победы
Если речь идет о том, что ребёнок плохо написал важную олимпиаду, то взрослые должны понять: это однозначный повод сочувствовать, а не ругать за неудачу. Олимпиада — это состязание лучших, победа в ней позволит ребёнку претендовать на бонусы при дальнейшем обучении. Даже если речь не идет об олимпиаде, предполагающей льготы при поступлении в ВУЗ, все равно победа существенно повысит официальный рейтинг ученика. Это не обязательная контрольная, ребёнок вызывается участвовать по своей воле, он готовится к олимпиаде, прилагает большие усилия.
Неудачное участие обычно является большим стрессом для самого ученика. Так зачем добавлять ему страданий, обвиняя в отсутствии успеха? Ребёнок старался, но потерпел поражение. Это тот самый случай, когда участие не менее важно, чем победа. Нужно дать понять, что все поправимо. Будут еще олимпиады, есть еще способы достигнуть желаемого результата. А пока лучше вместе разобрать неправильно выполненные задания, чтобы понять, как их нужно было выполнять — это тоже дополнительные знания на будущее.