Самостоятельные дети — те, которые о себе заботятся, умеют принимать правильные решения, являются рассудительным, серьезными, управляют эмоциями — мечта для многих взрослых, которая часто остается недостижимой. Пока ребёнок маленький, взрослые редко задумываются о его самостоятельности и развитии этого навыка. Однако по мере взросления мать и отец вдруг задаются вопросами: что умеет делать ребёнок и чему он уже давно должен научиться?
Отвечая на них, взрослые часто сталкиваются с разочарованием: понимают, что воспитали совершенно несамостоятельных детей — они капризные, зависимые, избалованные, инфантильные. Кто виноват в том, что ребёнок долгое время остается маленьким и привязанным к родителям, и что делать в такой ситуации? У психологов есть много полезного материала на тему детской самостоятельности. Опыт некоторых из них представлен в данной статье.
Почему дети не самостоятельные?
Для того чтобы ребёнок мог выполнять какие-либо обязательства без напоминания, умел управлять своей жизнью, режимом, нужно создание определенных условий. Родители часто пропускают этот фактор, вспоминая о самостоятельности «вдруг», и желая, за короткий промежуток времени приучить к ней ребёнка. Самостоятельность как процесс тесно связано со следующими процессами:
- интерес к деятельности;
- мотивация;
- позитивное настроение;
- устойчивая самооценка.
В чем заключается эта связь? Чтобы выполнять какое-либо дело, независимо от других людей, нужно иметь желание для этого, планировать шаги, представлять конечный результат. Дети, которые растут несамостоятельными, ничего не знают о подобной стратегии и, попытки познакомить их с ней искусственным путем, не заканчиваются успехом. На основе чего формируется желание действовать самостоятельно? Оно имеет место, в тех случаях, когда ребёнок растет семье с поддерживающими, надежными и близкими отношениями. Пребывая в них, он ощущает себя сильным и способным, понимает, что много знает и умеет. На основе этого в нем формируется желание действовать, быть активным.
Детей, которые не самостоятельны, объединяют несколько признаков:
- неуверенность в себе;
- страх перед оценкой родителей;
- ожидание наказания или осуждения;
- частое переживание чувства вины или стыда.
Дети не рождаются с такими качествами — они формируются у них на протяжении жизни, в процессе воспитания. Если взрослые будут пытаться «вытолкнуть» ребёнка в самостоятельность, заставляя его делать что-то, приводя в пример других детей, взывая к возрасту и ответственности, это не поможет ему обрести здоровую независимость и получать удовольствие от своих действий. Это приведет к тому, что ребёнок станет бояться любой активности и начнет «прятаться» от нее под заботливым родительским крылом, все больше впадая в инфантильность. Поэтому родителям, которые хотят видеть детей самостоятельными, следует задуматься над тем, как в семье обстоят дела с искренней поддержкой ребёнка, позволено ли ему выражать чувства, принимают ли они его таким, какой он есть, слышат ли желания и потребности
Когда пора «отпускать» ребёнка?
Часто мать и отец задаются вопросом: в какой период жизни у ребёнка пора формировать самостоятельность? Для того чтобы вырастить этот навык, не нужно привязываться к возрасту. Детская независимость развивается тогда, когда ребёнок к ней готов. Например, малыш стремится подняться по лестнице сам — нужно позволить ему сделать это, школьник выбирает обои в свою комнату — нужно прислушаться к его предпочтениям, ребёнок отпрашивается погулять во дворе один — не нужно препятствовать этому и каждые 5 минут контролировать его. Так, взрослые, постепенно, передают детям возможность быть самостоятельными, ответственность за жизнь, понимание того, что они могут с ней справляться.
Чем похожи малыш и подросток?
Впервые дети стараются ощутить самостоятельность, когда переживают кризис 3 лет. Это проявляется в сопротивлении, бунте и капризах. Именно в это время у ребёнка формируется ощущение собственной независимости и понимание того, может ли он что-то делать сам. Каким будет это понимание — зависит от родителей. Если они не позволяют ребёнку отделяться, то, он станет бояться внешнего мира и может сильно погрузиться в зависимость от матери и отца.
Подростки, на эмоциональном уровне, повторяют поведение трехлетних детей — они, так же, как малыши, стремятся все делать сами, мечтают стать независимыми, ощутить вкус свободы. Контроль подростков и гиперопека приводят к тому, что взрослеющие дети также, не осваивают свою самостоятельность и не растут. Родителям в эти два жизненно важных периода важно запасаться терпением и мудростью, уметь ставить границы ребёнку, понимать и поддерживать его.
Михаил Литвак о самостоятельности детей
Психотерапевт и автор книг Михаил Литвак говорит о важности материнской любви к детям. Он рассматривает ее проявление в контексте самостоятельности. Так, по мнению специалиста, любовь можно разделить на инфантильную и зрелую. Первый вариант является приемлемым во время взаимоотношений с ребёнком до 1 года. Так, мать должна взаимодействовать с малышом, всецело отдавая ему себя, демонстрируя доступность, надежность, вовлеченность в процесс материнства, полное принятие младенца. Таким поведением она закладывает в ребёнке ощущение уверенности в себе. Позже, когда он подрастает, материнская любовь должна быть зрелой — это значит уметь оказывать помощь ребёнку, когда она ему нужна, постепенно отпуская его от себя. Благодаря этому, дети развиваются, с одной стороны, пользуясь поддержкой родителей, а с другой — формируя навыки самостоятельности.
Екатерина Бурмистрова о роли матери
Детский психолог и психотерапевт Екатерина Бурмистрова говорит о важной способности родителей управлять своим контролем — так, они должны замечать, когда у них возникает желание опекать ребёнка и делать что-то за него — и останавливать свои порывы. Лучшее формирование самостоятельности — передача детям ответственности за то, с чем они могут справиться сами. Когда родители показывают ребёнку, что доверяют ему, он — будь то малыш или подросток — испытывает еще больше желания делать что-то самостоятельно.
Юлия Гиппенрейтер о перфекционизме
Детский психолог, к книгам которого обращаются тысячи родителей, советует обратить внимание на свои ожидания от детей. Часто, мать и отец так сильно ругают ребёнка за ошибки, проецируют на него свои нереализованные возможности, что это полностью лишает его желания действовать, проявлять любопытство. Так, по мнению психолога, можно вырастить инфантильного, зависимого человека, который не станет опираться на собственные силы.
Безусловная любовь, поддержка естественного развития ребёнка и поощрение самостоятельности — три важных правила для того, чтобы дети вовремя отделились от матери с отцом и умели отвечать за свои поступки.