Когда дети растут, их психика и поведение подвергаются изменениям. Младший подростковый возраст начинается приблизительно в 10 лет. Родителям следует знать об особенностях ребёнка в это время, чтобы предупредить возможные нарушения в поведении и общении. Такие проявления носят название эмоциональной нестабильности и являются, также, признаками приближения подросткового возраста. Демонстративность и вызывающее поведение ребёнка провоцирует раздражение взрослых и может говорить о наличии внутреннего конфликта и противоречий. Как общаться с детьми, возраст которых приблизился к 10 годам? Какие особенности поведения и мышления нужно обязательно учитывать родителям и педагогам? Ответы на эти и другие вопросы, полезные рекомендации взрослым — в данной статье.
Психология детей в 10 лет
Мать и отец должны учитывать особенности детей — индивидуальные, природные и приобретенные во время воспитания. В это время в организме ребёнка наблюдаются изменения в гормональной системе. Иногда они могут влиять на становление познавательной сферы и тогда, родители и педагоги наблюдают, что дети становятся внимательными, уровень памяти снижается, восприятие становится другим. Эмоциональная сфера ребёнка, начиная с 10 лет, обладает своеобразной динамикой: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведенческой сфере это выглядит приблизительно так: дети могут быть непоследовательны, им трудно объяснить мотивы своих поступков, у них часто меняются желания и потребности. Также, изменениям подвергается сфера общения ребёнка в этом возрасте — они могут, вдруг, начать грубить, ведут себя агрессивно.
Ребёнку нужна поддержка матери и отца
Иногда родители думают, что когда ребёнок подрастает, он нуждается меньше в опеке, поддержке, внимании. Некоторые взрослые, сознательно создают дистанцию во взаимодействии с ребёнком десятилетнего возраста. Они объясняют свое поведение желанием предоставить детям больше самостоятельности и воспитать их людьми, которые могут заботиться о себе независимо от взрослых. Родителям следует понимать, что детская психология в этом возрасте имеет некоторые особенности: ребёнок испытывает потребность в отделении, однако не меньше он нуждается в том, чтобы мать и отец поддерживали его, одобряли, хвалили. Поэтому дети в этом возрасте напоминают маленьких «ежиков», которые, с одной стороны, еще не выросли и нуждаются в заботе, а с другой — «колются» если кто-то пытается «дотронуться» до них.
Поведение и обучение детей
Непоследовательность поведения, способность быть разными — еще одна черта детей в возрасте 10 лет. Это проявляется в следующих признаках: в семье ребёнок может вести себя спокойно и дружелюбно, однако когда попадает в группу сверстников — в школе, группе, детском лагере или на прогулке — он «превращается» в другого человека. Так, учителя, которые занимаются с данной возрастной группой детей, часто жалуются, что они невыносимы, неуправляемы, эгоистичны, их трудно чему-то научить, они постоянно отвлекаются, не могут усидеть на одном месте. Такая неровность в характере, также, обуславливается особенностями возраста.
Учебная деятельность для ребёнка 10 лет приобретает свои особенности. В начальной школе почти все дети знают о том, что, если хорошо учиться и послушно выполнять требования старших, скорее всего, тебя будут хвалить и ставить в пример. В возрасте с 7 до 10 лет дети воспринимают свою личность через призму поступков и одобрение со стороны окружающих. Самооценка и уверенность в себе, также, зависят от той системы ценностей, которую они берут от взрослых людей.
С наступлением возраста 10 лет и позже психология ребёнка видоизменяется. Ученика 4 класса уже не так легко обмануть — теперь он знает, что хорошие оценки и послушное поведение совсем не говорят о тебе как о достойном человеке. На основе этих убеждений школьники формируют собственную систему ценностей — теперь их целью является не успешная учеба, а проявление личности, способностей, умения выделиться среди окружающих, быть интересным для других за счет своих талантов и статуса.
Мать и отец в это время могут почувствовать, что теряют авторитет в глазах детей. Дочь или сын пробуют спорить, идут наперекор, не предупреждают взрослых о своих планах, скрывают мысли и чувства.
Как родителям строить отношения с детьми?
- Необходимо запасаться терпением. Особенно оно может понадобиться в ситуациях, когда дети проявляют непоследовательность в своем поведении и желаниях. Еще сегодня они соглашаются с тем, что предлагают мать и отец, а завтра отвергают все попытки сделать, как договаривались.
- Ребёнок в 10 лет еще очень сильно подвержен собственным эмоциям — он может злиться по пустякам и расстраиваться из-за мелочей, а также, испытывать сильное возбуждение в ситуациях, где взрослым трудно понять — что вызывает такую бурную радость и восторг?
- Родители должны быть настойчивыми и спокойными. Именно на такой пример поведения будут опираться дети, когда им придется столкнуться с проблемами и трудностями. В обратном случае, если мать и отец тоже будут проявлять эмоциональную неустойчивость, ребёнок может почувствовать растерянность в ситуации, где нужно проявлять волевые качества или быть сосредоточенным.
- Нужно постепенно отпускать ребёнка от себя, давать ему выбор принимать решение, следовать своей системе ценностей. Отпускать — это не значит бросать детей там, где им нужна поддержка матери и отца.
- Не стоит сравнивать ребёнка с другими детьми — теми, которые, на взгляд родителей, выглядят более умными, покладистыми и сговорчивыми — такая оценка личности больно ранит детей, снижает их уверенность в себе.
- Ребёнок в этом возрасте очень нуждается в надежном и заботливом родителе — такова психология личности в начале подросткового периода.
- Важно не только исполнять детские желания, но, также и приучать детей к тому, что у них есть свои обязательства и ответственность. Полезно обговорить с детьми границы того, за что они отвечают — это может быть обучение, хобби, порядок в комнате, выбор одежды приготовление пищи, уборка.
- Юмор и шутки — «ключ» к тому, чтобы между детьми и родителями установились легкие, доброжелательные отношения. Это поможет ребёнку видеть в родителях не только взрослых и серьезных людей, а также — тех, кто способен понять, иногда, быть другом. Такое восприятие родителей очень пригодится, когда ребёнок столкнется с кризисом подросткового возраста.