Одна из самых неприятных особенностей развития ребёнка — это его капризы. Многим родителям знакомы неприятные ситуации в магазинах или других общественных местах, а также негативные эмоции окружающих. Причин для капризов может быть много — усталость, недовольство или проверка границ дозволенного на прочность. Но ни один ребёнок в мире не рождается с готовым умением вести себя в общества. Поэтому капризы — это не проявление злого умысла или некомпетентности родителей. Это его попытка выразить свои чувства.
Почему ребёнок капризничает?
Когда ребёнок совсем маленький, основными причинами капризов могут быть плохое самочувствие, колики или появление зубов. Чем старше он становится, тем сложнее становятся поводы недовольства. Начиная с 2-х лет дети начинают проверять на прочность границы дозволенного родителями. Если семья не придерживается единой линии в воспитании ребёнка, и папа или бабушка разрешает ему то, что запрещает мама, то с большой вероятностью он может капризничать.
Дети 3-5 лет могут с помощью капризов требовать к себе внимания, протестовать против чрезмерной опеки, выражать несогласие с методами воспитания или ревновать родителей к младшим братьям или сестрам. В этом возрасте они уже способны выражать недовольство собой из-за несвоевременного выполнения каких-либо действий или отказа считаться с их мнением. Капризы ребёнка более старшего возраста уже могут быть продиктованы намерением получить желаемое — внимание или материальный предмет.
Минимизировать детские капризы в раннем возрасте поможет обеспечение комфортного душевного и физического состояния ребёнка, четкое установление границ дозволенного и режима дня. Тем не менее, многие матери страдают не столько от капризов детей, но из-за общественного осуждения, с которым они сталкиваются в магазинах, поликлиниках или транспорте.
Реакция матери на капризы ребёнка
Далеко не каждая мать способна терпеливо в течение нескольких часов выносить детские истерики или капризы. Даже когда дети чувствуют себя хорошо и кажется, что причин для недовольства нет, причины капризов и плача могут быть не до конца понятны. И в этих случаях мать просто теряется, чувствуя свое бессилие. Непереносимость детского плача может выражаться и ухудшении физического самочувствия — головных болях, учащенном сердцебиении, головокружении. Это вовсе не означает, что она не любит детей и не говорит об их плохом воспитании. Даже при огромной любви и желании помочь, мама способна ощущать серьезный психологический дискомфорт.
Ситуация может усугубляться, если дети капризничают в общественных местах. Те, кто наблюдает за ними со стороны, часто считают себя вправе сделать маме замечание по поводу их «невоспитанности». Чаще всего подобная критика исходит не от стремления помочь, а от желания унизить. К сожалению, не все взрослые обладают необходимым уровнем терпимости к поведению маленьких детей.
Дети, так же, как и взрослые, могут выражать свое недовольство по определенным поводам. Они могут уставать, испытывать чувство голода или болеть. Кроме того, в силу возраста они выражают эмоции не так, как это делают взрослые.
Каприз не всегда может быть вызван насущными потребностями или недостатком внимания. Дети постарше часто прибегают к капризам, чтобы получить желаемое, например, новую игрушку. Если родители стремятся исполнять любое желание детей, и не объясняют им невозможность немедленного удовлетворения их требований, то со временем капризы могут стать привлекательным и доступным инструментом для исполнения желаний и разовьют в детях стремление к манипуляции окружающими.
Как научиться адекватно реагировать на эмоции ребёнка и окружающих?
Прежде чем научиться адекватно реагировать на капризы и истерики детей, родителям следует выяснить причину возникновения отрицательных эмоций. Во многих случаях капризы вызваны следующими факторами:
- плохим самочувствием;
- неблагоприятными физическими ощущениями — голодом, холодом или жаждой;
- недостатком внимания со стороны значимых взрослых;
- стремлением получить желаемое;
- неблагоприятной обстановкой в семье;
- противоречием между требованиями родителей, бабушек и дедушек;
- протестом против чрезмерной опеки.
Многие мамы часто жалуются, что дети ведут себя с ними хуже, чем с другими взрослыми — папами, бабушками, воспитателями. Это происходит потому, что мама является самым значимым человеком в их жизни, поэтому они могут позволить себе быть самими собой и свободно выражать свои чувства.
Взрослым важно понять, что дети не могут всегда испытывать только позитивные чувства. Они также имеют право на гнев, грусть, тревогу. Тем более, в их обязанности не входит соответствие требованиям окружающих. Но это не означает, что не нужно учить их правильно вести себя в общественных местах или убеждать в отсутствии необходимости покупки очередной игрушки.
Дети способны считывать родительские чувства — обиду, раздражение, тревогу. Если родитель реагирует на каприз криком или ударом, то это не будет способствовать успокоению и разрядке ситуации. В таких случаях дети будут либо подавлять свои чувства, либо проявлять враждебность по отношению к родителям. Разговор на повышенных тонах или физическая агрессия являются признаками не силы, а слабости. Поэтому важно, чтобы родители общались с детьми без насилия.
Даже недовольство поведением детей следует выражать по возможности спокойно и доброжелательно. Во многих случаях хорошо работает прием с переключением внимания на другой объект, например, на летящий шарик или птицу. Также при приступе истерики в общественном месте необходимо вывести малыша и спокойно объяснить, почему так нельзя делать.
Если родители кричат на детей, обвиняя их в недостойном поведении, то это не означает, что они их не любят. За словесной агрессией, так же, как и за другими видами насилия, может стоять негативный опыт собственного детства и влияние модели воспитания, принятой в родительской семье. Для того, чтобы научить детей адекватному поведению, родителям следует успокоиться самим.
Хорошее знание возрастных особенностей, принятие поведения детей, установка границ дозволенного и терпимость в критических ситуациях помогут родителям выработать спокойную реакцию на детское поведение и воспитать в детях уверенность в себе.