17.08.2018 Обновлено: 17.04.2020 3801

Что ранит детскую психику?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Почему психика ребенка является уязвимой? К какому возрасту она становится крепче? Как родители могут обезопасить ребенка от переживания им психологической травмы?

Когда ребенок рождается на свет, системы его организма — психические, физические, эмоциональные — начинают активно развиваться. Это значит, что дети будут проявлять реакции, зависимые от того, что происходит в окружающем мире. Поэтому ребенок плачет, когда он голоден или испытывает боль, может замереть от страха, улыбается и радуется в ответ на ласковые прикосновения родителей, улыбки и слова, обращенные к нему. Приятные и положительные события способствуют детскому развитию и созреванию психических процессов, негативные — могут стать травмирующим фактором и спровоцировать стресс.

Психика ребенка

Психика ребенка

Дети приходят в этот мир, еще ничего не зная о нем. Они знакомятся с предметами и событиями благодаря родителям. Общение со взрослыми, отношения с ними, передают ему информацию о том, кто он такой, зачем появился на свет, как к нему относятся, чем он отличается от других детей.

Родители — самые первые проводники ребенка в большой мир, где ему, когда он повзрослеет, придется жить, общаться, любить, дружить, решать проблемы. Когда ребенок понимает всю важность родительской фигуры, он начинает безоговорочно доверять матери и отцу. Поэтому все, что они говорят, делают в отношении него, как относятся, сказывается не только на детском характере, но и на будущей жизни в целом.

Неокрепшей детская психика называется потому, что у ребенка еще не выработаны принципы и правила, на которые он мог бы опираться, он не обладает достаточным жизненным опытом, не знает ничего о законах внешнего мира и отношений, не может анализировать, сравнивать, обобщать, предвидеть. Это могут делать взрослые люди, потому что их психические процессы обладают достаточной зрелостью и устойчивостью. По этой причине, родители должны заботиться о том, чтобы в детском возрасте психика ребенка не подвергалась травмирующим факторам. Невозможно обезопасить себя и своих детей абсолютно от всех стрессов и переживаний, однако, иногда родители сами говорят или делают что-то такое, что отрицательным образом сказывается на детях.

Дети, домашние животные, игрушки

Мир ребенка — яркий, радостный, восторженный. Пока он находится в раннем и дошкольном возрасте, основу его впечатлений составляют игры, эмоции от общения с другими детьми и родителями, развлечения, любимые игрушки, домашние животные. Это те жизненные процессы, которые являются основополагающими для детей. Родителям стоит знать, что ребенок может быть очень сильно привязан к домашним питомцам и игрушкам, поэтому, если с ними что-то случается, психика может быть серьезно травмирована.

Поэтому взрослые не должны прятать или выбрасывать игрушки без ведома детей, во время переезда или посчитав, что они перестали быть нужными. Если ребенок говорит, что ему дорога эта сломанная машинка или заяц с одним ухом, значит, так оно и есть. Не стоит приносить чувства ребенка в жертву порядку и втайне избавляться от дорогих его сердцу вещей.

Если ненужных игрушек очень много, ребенок не играет в них, но и не позволяет выкинуть, то можно выделить им угол, шкафчик в квартире или место в деревенском домике, где они могли бы просто храниться.

К домашним питомцам дети привязываются еще сильнее, часто воспринимают кошку, собаку, попугая как члена семьи. Бывает так, что родители больше не могут содержать домашнее животное. В таком случае, они не должны выгонять его на улицу или обманывать ребенка, что птичка вдруг умерла. Как следует поступить? Объяснить, почему лохматый или пернатый друг больше не может быть вместе с ними, позаботиться о том, чтобы младший член семьи попал в добрые руки и ребенок, хотя бы иногда, мог навещать его.

Когда животные гибнут своей смертью или в результате несчастного случая, дети могут получить психологическую травму. Лучшее, что могут сделать родители — быть рядом с малышом, чтобы поддержать и утешить его. Переживание горя не так травматично для ребенка, как подавление чувств. Выражение боли необходимо также, как проявление счастья и радости. Можно плакать вместе с детьми, вспоминать того, кого любили и о ком долгое время заботились. Если родители поддержат ребенка в этот период, то его психика серьезно не пострадает, и спустя время, печальное событие будет изредка всплывать в детской памяти.

Ребенок и любовь родителей

Ребенок и любовь родителей

Иногда родители, сами того не желая, ранят детскую психику. Как они это делают? Когда манипулируют любовью, например говоря: «Съешь всю кашу, тогда я буду любить тебя», «Если поедешь к отцу — можешь забыть о матери», «Двоечников никто не любит. Принесешь пятерку — тогда вновь будешь моим сыном», «Такие девочки как ты (с грязными руками, непричесанными волосами, капризные, заплаканные) никому не нужны». Взрослые в это время думают, что такими словами они смогут «достучаться» до ребенка, изменить его поведение в лучшую сторону. Это — самообман, жестокий, неэффективный подход.

Маленькие дети очень зависимы от родителей. Любовь матери и отца — это все, что у них есть. Поэтому подобные игры в «Люблю-не люблю» могут легко превратить ребенка в невротика, после чего его придется долго лечить у психолога.

Залог здоровой детской психики это: безусловное теплое отношение, частое повторение слов любви, отказ от привычки ставить ребенка перед выбором, один из которых — любовь р