На фотографиях кормящие мамы — настоящие Мадонны, умиротворенные, улыбающиеся (промолчим об укладке и чистой одежде). Младенец сосет, мать спокойна и радостна. На самом деле кормление грудью далеко не всегда проходит безоблачно. Помимо приливов, трещин и лактостазов сегодня выделяют еще одну опасность — D-MER. Этот рефлекс может вызывать гамму ощущений — от резкой боли до дичайшего раздражения в процессе стимуляции груди. Рассказываем, что это такое и как с ним справляться.
D-MER: что это за рефлекс?
D-MER расшифровывается как Dysphoric Milk Ejection Reflex, или дисфорический рефлекс выброса молока. Дисфория означает состояние, противоположное эйфории. Это выраженное, мучительное понижение настроения. Например, стойкая дисфория — один из признаков депрессии.
При D-MER такое состояние появляется рефлективно, вне зависимости от того, насколько счастлива мать была минуту назад. Провоцирует его выделение молока из груди. И хотя длится обычно такая дисфория недолго, но внезапное начало и глубина чувств могут буквально сводить с ума.
Ощущения во время приступа
В легких формах D-MER ощущается, как покалывание или внезапная боль в груди, «как иголкой кольнуло», прилив жара, спазмами, схожими с менструальной болью. Но чаще всего дисфория накатывает волной, захлестывая различными неприятными эмоциями: отвращением, желанием срочно выбежать из дома, страхом, унынием, тоской, гневом. Эмоции и чувства могут приходить по отдельности или проявляться всей гаммой. Как правило, мамы говорят, что в этот момент их все «ужасно бесит».
Причина дисфорического рефлекса: кто виноват, что кормление «бесит»?
Самое важное, что нужно знать о D-MER — он не связан с эмоциями или психологией. Даже самые любящие матери с безусловным материнским инстинктом и самопожертвованием становятся жертвами приступов дисфории во время грудного вскармливания. D-MER никак не зависит от того, насколько ребёнка любят. Это — исключительно физиология, в которой никто не виноват.
Один из главных гормонов лактации — пролактин. Он отвечает за продукцию молока. Чтобы молоко начало вырабатываться в ответ на стимул, количество пролактина должно повыситься. А при этом другой гормон, дофамин, должен «отойти в сторонку», его уровень должен снизиться, чтобы молоко вырабатывалось в полном объёме.
Дофамин при этом отвечает за регуляцию эмоций. Если его количество снижается плавно и незначительно, то это колебание проходит незаметно. Но нередко бывает так, что уровень дофамина в ответ на сосание или подготовку к кормлению грудью в первый месяц снижается критически резко. И тогда наступает приступ дисфории. Заканчиваться он может через несколько минут вскармливания или длиться, пока ребёнок не закончит питаться. И это — исключительно физиология. Приступы D-MER точно также возникают у мам, которые пользуются молокоотсосами или сцеживают молоко вручную. Так что никто не виноват, просто так реагирует тело.
Сколько длится D-MER и когда это кончится?
D-MER — понятие новое, и толком статистики еще нет. Большинство врачей даже не слышали о подобном рефлексе, а матери предпочитают умалчивать, что прикладывание к груди может невыносимо раздражать.
Сегодня известно, что в среднем D-MER длится три месяца, но может пройти быстрее или не закончиться до конца лактации. К счастью, большинство мам утверждают, что чем старше ребёнок и спокойнее проходит прикладывание, тем легче симптомы.
D-MER и послеродовая депрессия: есть ли связь?
Связи нет. Может быть сочетание депрессии и D-MER, а может все проявляться по отдельности. Мать с D-MER может быть совершенно счастливой вне минут кормления, раздражаясь только в начале прикладывания к груди. У этих состояний нет никакой корреляции.
Но есть проблема: так как рефлекс D-MER крайне мало изучен и стал известен совсем недавно, при обращении к врачу может быть поставлен ошибочный диагноз — от послеродовой депрессии до невроза.
Опасен ли дисфорический рефлекс?
С точки зрения физиологии D-MER безопасен, он — не симптом какой-то болезни или патологии и ни к чему плохому не приводит. А вот если говорить о психологии, что матери часто боятся своих эмоций, считая, что они вызваны ребёнком. Им страшно за младенца, стыдно после приступов, появляется тревога, вина за «плохую мать», желание пропускать кормления или полностью отказываться от грудного вскармливания. Все это приводит к лактостазам, стрессу, неврозам.
Если приступ тяжелый и серьезный, то раздражение и паника могут спровоцировать ненависть к ребёнку, желание резко отнять грудь, оттолкнуть его, отбросить. Поэтому важно знать — причина не в ребёнке и не в материнской нелюбви. Это все — физиология, с которой можно справляться.
Лечится ли D-MER?
Предупрежден — значит, вооружен. Это главный принцип лечения. Зная о D-MER, мама способна понимать причины, внимательно изучать свои ощущения, понимать, что именно провоцирует эмоции. Знать, что никто из двоих — ни мама, ни малыш — не виноваты, помогает пережить дисфорические приступы.
При легких и средних дисфорических приступах специалисты советуют попробовать изменить образ жизни. D-MER выражен сильнее у тех, кто пьет кофе, мало двигается, плохо спит и слишком занят домашними и прочими делами. То есть, у среднестатистических мам. Выход — надо делегировать работу по дому или отказаться на время от несрочных дел и постараться начать отдыхать.
Что еще может помочь?
- Расслабление. В процессе кормления или сцеживания дышать медленно, ровно и глубоко, поставить любимую музыку, сесть или лечь поудобнее, вспомнить о практиках релаксации.
- Аккуратно массировать грудь до начала кормления и в процессе, чтобы выделение молока начиналось не резко, а плавно.
- Любоваться малышом и помнить: эти неприятные эмоции не связаны с ним. И они точно пройдут.
Если же ничего не помогает и приступы серьезные, а мама хочет продолжать кормить грудью, то можно подобрать препараты, воздействующие на выработку дофамина. В самых тяжелых ситуациях врачи предлагают терапию при помощи антидепрессантов, совместимых с лактацией. Как правило, это средства из групп ингибиторов обратного захвата дофамина, агонисты дофамина и т. д. Препараты других спектров действия, не связанные с влиянием на уровень дофамина, при D-MER неэффективны.