Больше всего времени взрослый человек отдает работе. Рабочий день начинается далеко не в 8.00 или 9.00, а гораздо раньше. В больших городах ему приходится тратить много времени на дорогу к месту работы и обратно. Большая часть общения происходит на работе. Трудовая деятельность является основным источником дохода и стрессовых состояний. Стресс начинается уже не этапе отбора кандидатов — многие люди испытывают тревогу и беспокойство по поводу общения с сотрудником отдела кадров или директором компании. Но именно от поведения соискателя во многом зависит возможность его трудоустройства.
Особенности общения на собеседовании
Успешное общение на собеседовании зависит от корректного поведения интервьюера и соискателя. Довольно значительную роль в принятии решения о приеме кандидата на работу играет человеческий фактор. Как правило, для директора компании, очевидно, кто способен вписаться в коллектив, а кто — нет.
Сегодня редко кому удается проработать на одном месте с момента окончания учебного заведения и до выхода на пенсию. Одни компании прекращают свое существование, другие сокращают сотрудников. Многие профессии со временем отмирают. Высокий уровень конкуренции на рынке труда заставляет сотрудников постоянно совершенствовать профессиональные компетенции и учиться новому.
Число препятствий на пути к желаемой должности достаточно велико. Это и недостаточная компетентность сотрудников HR-отделов, и не слишком корректное общение на собеседовании, и субъективное мнение потенциального работодателя о кандидате. Самое важное для соискателя — не только продемонстрировать свои профессиональные качества, но и проявить себя в личном общении. Стиль одежды, жесты, походка и осанка должны сигнализировать собеседнику о том, что кандидат уверенный в себе человек, который имеет четкое представление о характере деятельности и своих обязанностях.
Какие эмоции и жесты говорят в пользу соискателя?
Многие люди периодически сталкиваются с необходимостью поиска новой работы. Внешние обстоятельства могут быть не самыми радостными — во время финансового кризиса найти работу сложнее. Часто соискатели испытывают негативные эмоции при поиске работы, поскольку претендентов на вакансию слишком много, а рассылка резюме не приводит к желаемому результату. Да и после собеседования ни работодатель, ни сотрудник отдела кадров могут не перезвонить. Одна из распространенных эмоций соискателя — ощущение, что с ним что-то не в порядке, и что другие гораздо успешнее.
Если спустя некоторое время ситуация не меняется, то уверенность соискателя в себе значительно падает. Сотрудник отдела кадров или директор компании, видя неуверенного в себе сотрудника, произносит дежурную фразу: «Мы вам перезвоним». В большинстве случаев это означает, что перезванивать никто не будет, и отрицательные эмоции только усилятся.
Существует много способов узнать о том, устроит ли кандидата работа в той или иной компании. Перед отправкой резюме и прохождением собеседования необходимо узнать как можно больше информации о компании — изучить ее сайт и социальные сети. Необходимо более внимательно ознакомиться с текстом объявления и подумать, какие навыки соискателя могут быть полезны на занимаемой должности.
После приглашения на собеседование необходимо продумать рассказ о себе и ответы на возможные вопросы. Деловое общение всегда должно подразумевать корректность и чувство такта. Приходить на встречу лучше примерно за 15 минут до установленного времени собеседования. Опоздание будет существенным минусом для соискателя, и, вероятнее всего, после встречи ему уже не перезвонят.
Деловое общение на собеседовании — это умение не только корректно отвечать на вопросы, но и правильно преподнести себя. Соискателю необходимо продемонстрировать позитивный настрой и улыбаться. Голос должен звучать четко и уверенно, поэтому с ним необходимо поработать за несколько минут до начала встречи. Также будет полезно записать свой голос на диктофон. Это позволит услышать себя со стороны.
Важный момент в деловом общении — язык жестов. Во время встречи соискателю нежелательно трогать руками вещи, теребить одежду или сидеть, положив одну ногу на другую. Взгляд должен быть уверенным и открытым, желательно смотреть собеседнику в глаза, а руки положить на стол. Ответы на вопросы должны быть максимально честными и корректными.
Работодатели и сотрудники отделов кадров нередко используют не совсем обычные методы проведения интервью. Одни проверяют сотрудников на стрессоустойчивость, другие используют на интервью аппарат «Полиграф», более известный как детектор лжи. Но самым основным инструментом проверки соискателя по-прежнему остаются каверзные вопросы.
Навыки делового общения: часто задаваемые каверзные вопросы
Среди наиболее часто задаваемых вопросов соискателям можно встретить, например, вопрос о недостатках. Наилучшим вариантом ответа в данном случае будет утверждение, что недостатки или слабые стороны у человека есть, но они не будут отражаться на качестве выполнения работы. Разумеется, каждого работодателя интересует ответ на вопрос, почему кандидат ушел с последнего места работы. И особенно настораживают кандидаты, в чьем резюме указана слишком частая смена работ.
Если соискатель достаточно молод, он может ответить, что пока не нашел подходящую компанию и пробует различные варианты. При этом истинные причины могут быть совсем другими, например, конфликты с руководством или коллегами. Поэтому место, где человек проработал меньше года или полугода лучше не указывать в резюме или указывать только одно из них. Наиболее оптимальными ответами на вопрос о причине увольнения могут быть переезд офиса компании в менее удобный район, однообразие и желание попробовать себя в чем-то новом.
Варианты корректных ответов на стандартные вопросы известны большинству соискателей, менявших работу в течение 3-5 лет. Поэтому сегодня работодатели придумывают все более «хитрые» и каверзные вопросы, например, о деньгах. На вопрос «Зачем вам деньги?» следует конкретно обозначить статьи расходов, например, оплата детских кружков, путешествия или хобби. Цель вопроса — узнать, насколько разумно и рационально потенциальный сотрудник подходит к стратегическому планированию собственной жизни.
Часто задаются вопросы о поведении соискателя в трудных ситуациях, например, в случае поломки машины на трассе или способах покупки дорогого автомобиля. Таким образом сотрудник отдела кадров или даже потенциальный руководитель проверяет, насколько сообразителен кандидат и насколько он способен контролировать ситуацию.
В ходе интервью иногда задаются вопросы о личной жизни или о знаке зодиака. Вопросы о статусе не обсуждаются на собеседовании. Следует считать их не имеющими отношения к профессиональным обязанностям кандидата, и он вправе вежливо сообщить, что не готов обсуждать эти темы на интервью.
Вопросы, задаваемые соискателям на интервью позволяют получить представление о работе и атмосфере компании. Характер вопросов объясняется тем, что и работодатель, и кандидат, хотят знать, действительно ли они подходят друг другу. Итог собеседования зависит от изобретательности кандидата и выводах, сделанных работодателем. Но во всех ситуациях главное для соискателя — сохранение самообладания и уверенности в своих качествах.