О роли чтения для правильного развития детей известно каждому. И если увлечь уже читающего школьника интересной книгой особого труда не составляет, то научить азам чтения новичка — задача не из легких. Еще 15-20 лет назад родители в этом вопросе полностью уповали на первого школьного учителя. Сейчас же для успешного развития ребёнка начать обучение лучше еще до школы.
Первый вопрос, который возникает в голове планирующего обучение родителя — когда же стоит начинать?
Как определить, что пора учиться читать?
В этом вопросе мнения расходятся. Одни родители считают, что стартовать стоит не ранее 2-4 лет, другие приобщают шестимесячных малышей при помощи карточек Домана. Мнение педагогов сходится в одном — ребёнку не стоит заниматься чтением, не научившись правильно говорить. Исключением может стать только неуемная тяга к науке самого малыша.
Малыш и книга: с чего лучше начать?
Итак, начинаем с выбора книги. Здесь мнения специалистов также не однозначны. Некоторые специалисты утверждают, что первый букварь не должен содержать картинок, сопутствующих стихов и прочих вещей, которые могут отвлечь ребёнка от самой грамоты. Шрифт такого букваря совсем прост, буквы не украшают лишние завитушки. Но для неусидчивых малышей освоение скучных печатных изданий может показаться непосильной задачей. Поэтому, решать все же родителю. Если от «скучного» букваря результата мало, стоит воспользоваться его красочным аналогом. К счастью родителей, полки магазинов пестрят множеством книг с увлекательными картинками, звуковым и музыкальным сопровождением. При желании можно угодить даже самому привередливому «чтецу».
Занятия для детей лучше всего проходят в формате игры. Поэтому не забывайте, первая книга служит не столько учебным материалом, сколько предметом приобщения малыша к чтению. Она — его проводник в фантазийный мир красочных изображений. Но как бы ни была полезна и увлекательна книга, не стоит останавливаться только на ней. Всевозможные интерактивные (говорящие, музыкальные, имитирующие звуки животных) коврики, игрушки, буквенные кубики, карточки и картинки также придутся детям по вкусу, делая обучение более увлекательным.
Развитие ребёнка: учимся читать по правилам
- Начать знакомство лучше с гласных звуков. «А», «о», «е», «и», «у» и прочих, которые отлично поются. Можно не полениться и сочинять про каждую новую букву крошечную веселую песенку и петь ее вместе с малышом.
- Приступая к изучению согласных звуков, главное — не совершить популярную ошибку. Называть нужно только звук, а не букву полностью. Это в корне усложнит дальнейшее соединение слогов. Например, «Р», а не «ЭР», «К», а не «КА» и т. д.
- Выучив дополнительную букву, закрепите ее, найдите практическое применение. Старайтесь складывать их в слоги, простые слова. Такой прогресс обязательно заинтересует малыша, формируя положительную мотивацию.
- Как бы ни хотелось увлечь ребёнка чтением, без личного примера не обойтись. Вместо вечернего просмотра телевизора или копания в телефоне уделите всей семьей немного времени книгам.
- Развитие ребёнка и его навыков чтения — задача, требующая кропотливого подхода и терпения. Не стоит торопиться и перескакивать. Последовательность и систематичность — главные рычаги успеха (не считая похвалы и одобрения, конечно). Двигайтесь от простого к сложному, не забегайте вперед, не закрепив досконально предыдущий материал.
- Занятия для детей должны быть регулярными, чтобы малыш не успевал забывать уже изученный материал. Пусть одно занятие длится не более 10-15 мин. Если ребёнок по какой-то причине не настроен на плодотворную работу (рассержен, болен, плохо себя чувствует, обижен, слишком устал или просто капризничает), с уроком лучше повременить. Ведь положительный настрой — главный спутник успешного обучения.
Развивающие занятия для детей и родителей
Не ограничивайте себя рамками, дайте волю фантазии. Попробуйте, например, знакомясь с каждой новой буквой, придумать о ней (или найти на просторах интернета) небольшую сказку. Например, «Жила-была круглая буква О, она была настолько круглая и упитанная, что переваливаясь из стороны в сторону громко охала «Ох, ох»…», и покатить, охая, вырезанную букву по импровизированным дорожкам.
Занятия для детей не должны обязательно проходить за чтением, как таковым. Закрепляя каждую букву в сознании малыша — обыграйте ее. Вырезайте из цветной бумаги, фантазируйте на тему, на что она похожа и т. п. В процессе игры сначала незнакомые иероглифы постепенно станут казаться малышу давно знакомыми друзьями. Детям нужно щупать, трогать и даже пробовать новое на вкус. Лепите буквы из пластилина, пеките буквенное печенье, вырезайте из картона, все это гораздо быстрее отложится в памяти ребёнка.
Также в игре пригодится детское лото. Раздайте участникам карточки, называйте букву, а дети должны сказать, у кого есть картинки, начинающиеся с нее.
Положительная мотивация для обучения детей
Мотивация заставляет человека прикладывать невероятные усилия для достижения цели, и дети — не исключение. Поэтому не забывайте и о практическом применении знаний. Мотивируя, приводите конкретные примеры полезности сего умения. Ребёнку важно понимать, зачем же мама с папой мучают его изучением этих причудливых знаков.
Указывайте малышу на вывески магазинов, надписи на товарах, книгах, читайте, что на них написано. Пусть он самостоятельно находит в них знакомые буквы и с гордостью и удовольствием сообщает вам. Объясните, что совсем скоро, приложив терпение и усилия, чадо само сможет читать маме сказки и любимые стихи. Осознавая смысл процесса, обучение станет более интересным, а значит, и результативным.
Чтение может быть не смертной мукой, а увлекательным познанием нового для ребёнка. Задача родителей — привить любовь к нему. Станьте хорошим примером увлеченного чтеца, хвалите малыша за малейшие успехи, ведь даже выученная буква — это для него триумф и маленькая победа. Развитие ребёнка — одна из главнейших задач, условия для выполнения которой должна обеспечить ему его семья. Не стоит экономить время ни на обучении своего малыша, ни на простом приятном общении с ним.