Папа, мама, дочка, сыночек — в мире нет слов важнее. Эти люди друг для друга самые родные, любимые и близкие. Но их отношения не всегда бывают безоблачными. Нет, когда чада маленькие, все члены семьи их обожают, умиляются каждому слову и движению. Сделал первый шаг, произнес: «мама, папа, баба…», и кажется, что с каждым днем счастья будет все больше. Но когда наступает переходный период и отпрыски превращаются в непокорных подростков, в общении начинаются сложности. Ну, а когда они вырастают и становятся взрослыми людьми, отношения еще больше усложняются. Так бывает не у всех, но довольно часто.
Родители: любовь, которая никогда не иссякнет
Мать незримо связана с ребёнком, она ощущает его, как нечто единое с ней. Ведь чадо — эта часть ее тела. Матери говорят, что пуповина не исчезает никогда. Поэтому женщина чувствует связь с ребёнком на протяжении всей жизни. Эти отношения для нее являются первостепенными.
Это отражено даже в художественных произведениях. Вспомним легенду, которая рассказывает о том, как юноша без памяти влюбился в надменную красавицу. Она не отвечала ему взаимностью, но он умолял ее о любви. Жестокая девушка усмехнулась и велела ему принести сердце матери. Юноша убил свою мать, вырвал ее сердце и помчался к избраннице, но споткнулся, упал и выронил материнское сердце. Тогда оно спросило его: «Ты не ушибся, сынок?»…
А еще вспомним картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». Отец, отчаявшийся дождаться непутевого сына, через много лет встречает его со слезами радости и принимает в объятья.
Да, родители прощают детям любые обиды. Ведь их чада — это веточка в будущее, их продолжение, бессмертие. Дети — это самое ценное, что есть у родителей. Даже если их на долгие годы разделила ссора, обида, оскорбление, все равно в родительском сердце всегда есть место для детей.
Бывают случаи, когда дети годами, а то и десятилетиями не приезжают к отцу и матери. А те ждут, надеются, каждый день заглядывают в почтовый ящик (теперь уже электронный). И будут ждать до последнего вздоха, все еще веря, что дети их помнят, любят и вот-вот придут…
Дети: вылететь из гнезда и забыть?
Но почему же сыновья и дочери порой уезжают из родного гнезда? Жили бы там на всем готовом, окруженные любовью — разве плохо?
Наши чада расправляют крылья и отправляются в полет, потому что они должны выполнить свою жизненную программу. Они на это нацелены, ведь такая программа генетически заложена в каждом человеке.
У любого из нас есть потребность реализовать себя как личность, состояться профессионально, заработать деньги, построить дом (то есть, обрести свое жилье), родить детей, вырастить и воспитать их.
Перед взрослыми детьми стоит обширная программа (даже если они ее не осознают и считают свои действия чем-то само собой разумеющимся). Поэтому они всеми силами стараются ее выполнить. Эта программа имеет свои этапы: получить образование, найти достойную работу, встретить жизненного партнера, родить детей, расти в профессии и т. д.
Если дети энергичны, деятельны, то у них остается минимум времени на родителей. К сожалению, это так. По сути, детям от «предков» надо только одно: чтобы они были живы, здоровы, благополучны, ни в чем не нуждались и чрезмерно не мешали своим вмешательством в личное пространство. Поэтому лучший выход для старшего поколения — жить своей жизнью, стараться обустроить ее так, чтобы ни от кого не зависеть, по возможности получать от нее удовольствие и помогать чадам, если попросят. В понимании взрослых чад, такие отношения являлись бы идеальными.
Детям не нужны родительские поучения и наставления (многие предки так и не могут выйти из роли наставников). Особенно невыносимы попытки манипулировать («если не зайдешь, не позвонишь, мне будет плохо, я умру»). После подобных заявлений у них напрочь пропадает желание общаться.
Существует еще один парадокс. Дети убеждены, что родители будут жить вечно. Ну как же, ведь они всегда были, с момента их появления на свет. Поэтому отпрыски уверены, что папа и мама будут жить всегда. Конечно, они понимают, что когда-нибудь они уйдут из жизни. Но они знают это на уровне ума. А на уровне чувств они даже не могут себе это представить. Поэтому чада всегда откладывают общение с мамой и папой на потом, мол, на это еще хватит времени.
А когда папа или мама вдруг неожиданно уходят из жизни, дочь и сын переживают потрясение, у них земля ускользает из-под ног. Каждому из нас приходилось слышать: «Мне так не хватает мамы, я не успела ей сказать, как сильно я ее люблю», «Мне не хватает отца, мне так нужен его совет, но спросить уже не у кого…».
Отношения: значимость, которую невозможно разрушить
Матери, отцы, сыновья и дочери не всегда осознают, насколько они значимы друг для друга. Эту значимость невозможно отменить и разорвать, потому что она существует на клеточном уровне — несмотря на кажущееся внешнее неприятие.
Возможно, папы и мамы не осознают, что чада боятся их критики (хотя, возможно, они этого не показывают). Из-за этого они стараются ограничить общение с отцом и матерью. Дело в том, что родительское мнение невероятно важно для них, даже если они это отрицают и говорят, что оно им безразлично.
Когда старшее поколение критикует своих взрослых чад, их это напрягает и угнетает. Они воспринимают это как негативную оценку своей личности, ее неприятие. Они чувствуют, что недостаточно хороши для родителей, это их ранит. Поэтому они стремятся от них дистанцироваться, чтобы не слышать поучений, нареканий, негативных оценок в свой адрес.
Но дело в том, что когда мать или отец критикуют дочь или сына, они делают это из самых лучших побуждений. Они хотят, чтобы те «исправились», стали лучше — по их разумению. Они все еще думают, что должны воспитывать и совершенствовать своих чад. Они не могут выйти из роли наставников, воспитателей, считают, что вправе давать оценки взрослым людям. Детей это унижает, потому что они давно уже взрослые и сами вправе решать, что им делать и как поступать.
Такое недопонимание может продолжаться годами. Если бы родители и дети были безразличны друг другу, отношения были бы более спокойными. Но нет, взаимная значимость заставляет их воспринимать все обостренно. Поразительно, но глубина обоюдной значимости открывается подчас лишь тогда, когда они теряют друг друга. Так устроена жизнь.