На сегодняшний день журналы с наклейками, аппликациями и прочими образовательными программами прочно вошли в повседневность наших деток. И это просто прекрасно, ведь так в увлекательной форме незаметно происходит обогащение среды ребёнка — причем печатная продукция дает больший толчок для развития малыша, чем все новомодные электронные гаджеты. Если планомерно заниматься с малышом, активизируется фантазия, мышление, раскрывается творческий потенциал.
Многочисленные журналы предлагают не только прочитать истории и клеить наклеечки, но и вырезать, выполнять аппликации, поделки, обводить рисунки по контуру, раскрашивать, считать и многое другое. Отдельная продукция направлена на развитие речи малыша. Послушаем мнение психолога, а затем рассмотрим печатную продукцию «поближе» — чем же можно занять малыша с пользой для его развития. Приведем три топовых серии пособий, с которыми обязательно стоит познакомиться каждой семье с маленьким ребёнком.
Разнообразие в печати как существенная помощь в развитии малыша
В далеком 1924 году, 16 мая в Стране Советов вышел первый номер журнала для детей — «Мурзилка». С тех пор СМИ превратилось в огромную печатную индустрию, детская печать не ограничивается только периодическими журналами и книгами. Сейчас для маленьких читателей представлен огромный выбор познавательной продукции: наклейки, раскраски, аппликации, пазлы, комиксы и многое другое. MedAboutMe попросил психолога, психотерапевта Олесю Фоминых рассмотреть конкретно каждый вид печатных изданий и проанализировать его роль в развитии ребёнка как личности.
Аппликации
Этим нехитрым видом творчества можно заниматься уже со 2 года жизни. Занятия аппликацией формируют у ребёнка усидчивость, терпение, развивают мышление, легче запоминаются цвета, геометрические формы и части, из которых предмет можно сложить. Занятия несложные, поэтому за аппликацией можно оставить ребёнка с самого раннего возраста, подготовив ему фигурки из цветной бумаги или картона и безопасный клей.
Пазлы
Уже в 1,5 года малыш может самостоятельно сложить несложные картинки их 6-10 пазлов. Занятие развивает мелкую моторику рук, способствует усидчивости и повышению интеллекта маленького человечка. Такие занятия лучше проводить с мамой или другими членами семьи. Игра сближает и способствует контакту, учит мыслить логически, а радость от полученного результата принесет удовольствие всем участникам любимого занятия.
Наклейки
Наклейки — это увлекательный процесс даже для годовалого малыша. В раннем возрасте лучше приобретать многоразовые наклейки, ведь ребёнок не всегда может с первого раза правильно и в нужное место наклеить рисунок, а украшать дом и свою комнату цветными веселыми картинками можно и без участия родителей. Наклейки можно выбирать с надписями, изображениями животных и повседневных нехитрых дел, тогда ребёнку будет в удовольствие чистить зубы, ухаживать за котенком или поливать цветы. Наклейки-запоминайки приучают к порядку и методичности в делах, прививают ответственность.
Комиксы
Комиксы пришли к нам в 80-90 годах прошлого века, были особенно популярны в начале их появления, но такой масштаб, как в Америке и Японии, комиксы в нашей стране не получили. Комикс — это история в картинках, с небольшим процентом печатного текста. По моему мнению, особой роль в развитии личности такая информационная продукция не несет, лучше купить ребёнку художественную книгу, которая заставляет ребёнка фантазировать, создавать мысленные образы героев и осмысливать сюжет. Комикс же навязывает свое видение истории, готовые ситуации и простые диалоги.
Журналы
Детские журналы — интересное чтиво для детей, как для развития, так и для ознакомления с окружающим миром, социумом, в котором маленький гражданин проживает. Журналы ориентированы на разные возрастные группы и освещают общественную жизнь в утрированном, но понятном для малыша свете. Так, в журналах, маленькие хозяйки всегда могут найти легкие доступные рецепты, советы по шитью и вязанию, небольшие художественные рассказы и статьи о своих сверстниках. Журнал интересен тем, что печатный текст чередуется с картинками, фотографиями, не давая ребёнку заскучать и отложить его в сторону.
3D книги
Довольно новое направление в печатной продукции, но уже завоевало популярность среди маленьких читателей. Такие книжки предназначены, прежде всего, для деток с плохим зрением, но интересны для всех без исключения. В 3D моделях картинки как бы оживают, их можно потрогать руками, ощутить форму, фактуру, окунуться в мир почти оживших героев, играть с ними.
Книги-панорамки
Книги-панорамки издаются у нас уже не один десяток лет. На них выросли наши родители и по наследству передавали своим детям. Такие книги — настоящее чудо, которое оживает, как только открываешь первую страницу, и приглашает нас в удивительный волшебный мир добра и зла. Есть и нюансы в использовании таких книг. Они состоят из хрупких движущихся фигурок, и маленьких ребёнок невольно может разорвать или даже потянуть в рот часть платья принцессы или аппетитное яблоко. Поэтому, панорамки лучше читать под присмотром взрослых или детям с 4-х летнего возраста.
Настольные игры (картонные)
К сожалению, компьютерные игры почти вытеснили из нашего обихода настольные. А ведь ребёнок до определенного возраста остается ребёнком, у которого есть потребность играть предметами. Настольные игры сближают семью, ведь они созданы для коллективного времяпровождения, дают возможность для общения, развивают зрительную память, логику, помогают выстаивать стратегии и побеждать. Это очень важно для развития гармоничной личности, жаль, что современные родители, сами выросшие на настольных играх, забывают об этом.
Плакаты
Яркие цветные плакаты с азбукой, цифрами, таблицей умножения и распорядком дня просто необходимы для ребёнка. Они ненавязчиво, методично заставляют малыша запоминать информацию, развивают зрительную память. Многие дети, вспоминая буквы алфавита или таблицу умножения уже в зрелом возрасте, представляют перед собой именно тот плакат, с которого и была получена первая информация. Не зря же маленькие детки так любят бигборды и огромные надписи на улицах и заведениях города.
Методические пособия
Методические пособия сейчас кардинально отличаются от своих предшественников в советские годы. Сейчас это цветные тетрадки-книжки, с занимательными картинками для письма и математики. Такие обучающие прописи дают первые навыки для образовательной школы, учат в игровой форме, и не дают скучать будущим «физикам» и «биологам» на занятиях. Тетрадки методички можно купить самостоятельно и заниматься с ребёнком подготовкой к школе дома.
Как видим, на сегодняшний день, печатная продукция для маленьких читателей обширна и многогранна. Главное, прививать любовь к чтению у малыша с раннего детства, заинтересовывать, и тогда ваш ребёнок вырастет полноценной гармоничной личностью, с широким кругозором и интересом к окружающему миру.
Печатные издания, на которые особо стоит обратить внимание
На рынке присутствует множество изданий с персонажами любимых мультиков — Свинкой Пеппой, Машей и медведем, щенками из Щенячьего патруля и многими другими. Надо отдать должное производителям — детям интересно и мамам есть, что выбрать для всестороннего развития ребёнка. Отметим серии, мимо которых невозможно пройти мимо.
Японская образовательная система KUMON и GAKKEN
Как известно, японцы весьма трепетно относятся к раннему развитию ребёнка. На наше счастье, мы можем перенять их педагогический опыт, ведь японцы любят всевозможные тетрадки — например, в детском садике (а затем и в школе) ведется отдельная тетрадь, куда педагог записывает самочувствие ребёнка и те вопросы, которые он хотел бы обсудить с родителями, а также успехи малыша и с заветной наклеечкой «Молодец». Для образования представлены несколько видов печатной продукции, из которых стоит выделить KUMON (разработана учителем математики Тору Кумон) и GAKKEN (профессор Акира Таго).
Интересно появление идеи данных пособий. Началось все с двойки по арифметике у сына учителя математики Тору Кумона — папа стал думать, как в простой и интересной форме заинтересовать чадо и решил ежедневно давать ему маленькое задание, размером всего в один печатный лист. Малыш Такеши грыз их как орешки, тогда Кумон постепенно усложнял задачки — в результате сын не только догнал сверстников, но и перегнал, и уже в 6 классе заинтересованно изучал дифференциальные упражнения. Примером того, как с помощью 20 минут вечернего времени сделать столь феноменальные успехи, заинтересовались родители одноклассников Такеши и навели его на мысль открыть собственный учебный центр, что и было осуществлено — в 70-х годах такие центры стали открываться по всему миру. В 1995 году организацию возглавил и сам Такеши — с чьей двойки все начиналось.
Серии адаптированы по возрастам и направлены на отработку того или иного навыка — рисование восковыми мелками или пастельными карандашами, прохождение лабиринтов, обучение счету и проч.
Российская система Умные Книжки — соответствует госстандарту!
Сборники интеллектуального развития Ольги Николаевны Земцовой, кандидата педагогических наук, ничуть не уступают по качеству заграничным образовательным системам дошколят, а прекрасные иллюстрации дополняют приятные впечатления — зверюшки словно сошли с экранов советских мультиков. Сборники ориентированы на различный возраст, и малыши могут тренировать с их помощью разнообразные навыки: счета, графические навыки, различия понятий «день-ночь», времени года — и получат навыки грамотной речи.
Школа семи гномов
Комплекты развивающих книг рассчитаны на занятия с детьми практически с рождения и до поступления в первый класс. Изюминкой комплексной системы для дошкольников является то, что каждая последующая ступень более сложная, но позволяет отработать навыки, полученные ранее — таким образом навыки закрепляются путем необременительных упражнений. Стоит отметить, что одним из составителей является Елена Янушко — признанный специалист по развитию речи малышей.
Отрасль детских журналов сегодня явно догоняет интернет и во многом ему уступает. Мне кажется, детские журналы и индустрия детской образовательной продукции в целом сегодня медленно развиваются из-за того, что не успевают за современными детьми. В современности с младенчества они учатся пользоваться смартфонами и планшетными компьютерами, печатают гораздо лучше, чем пишут или рисуют, а ярких картинок в их жизни стало так много, что они перестали на многое обращать внимание. Дети по сути, сами диктует правила рынка. Они просят игрушки, которые видели в мультиках или в рекламе, читают книжки с уже знакомыми героями.
Будет ли развиваться российский рынок — зависит от увлеченности самих издателей. В качестве частного примера мы с братом Ринатом — поэтом и сценаристом — стараемся делать для воспитания наших внучек и внуков все, что в наших силах: создавать действительно полезные мультфильмы, издавать образовательные комиксы. Нужны усилия и желание многих талантливых пап, мам, бабушек, дедушек. Шаг за шагом все участники рынка смогут, я уверен, формировать собственное культурное пространство, пожиная плоды своих усилий, а не ориентируясь на только западного производителя.