Деятельностный подход в психологии базируется на утверждении, что деятельность важна для умственного и физического развития личности. В статье ниже рассмотрим основы такого подхода.
Деятельностный подход в психологии: основные положения
О деятельности как важном факторе развития личности в отечественной науке первым заговорил советский ученый Лев Выготский, а психолог Алексей Леонтьев развил концепцию деятельностного подхода в психологии. По его мнению, человек демонстрирует два типа деятельности: внутренний и внешний. Первый подразумевает умственные действия, а второй – физические. Леонтьев выдвинул идею о неразрывной связи и обусловленности психики человека его деятельностью.
Путем эмпирических изысканий ученые пришли к выводу, что личность человека формируется и развивается под воздействием многих факторов, среди которых деятельность является определяющим. Советский психолог Сергей Рубинштейн высказывал такую мысль: деятельность определяет сознание. В связи с этим можно утверждать, что формирование личности зависит от того, на каких видах деятельности происходит ее становление. Без деятельностного подхода невозможно формирование активной личности, способной к самореализации и саморазвитию, в том числе через творчество.
Деятельностный подход в психологии непосредственно связан с понятием психики.
Что такое психика и как с ней связан деятельностный подход
О том, что такое психика, начали задумываться еще лекари древности и философы минувших веков. Например, знаменитый врач Гиппократ и его не менее известный коллега Гален писали, что человеческий мозг есть источник психики, и именно он является центром движения и душевной деятельности. А французский философ Декарт выдвинул предположение о том, что человек состоит из мыслящей (сознание и психика) и телесной субстанций, и связаны они единым божественным происхождением.
На современном этапе психика как феномен до сих пор недостаточно изучена и расшифрована. Но исследователи сходятся в одном: психика понимается как важный компонент мозговой деятельности и при этом неотделима от опосредующих ее (психику) различных моментов человеческой деятельности. Таким образом ученые пришли к выводу, что деятельность оказывает большое влияние на развитие речи, психики и сознания личности.
Как воплощается деятельностный подход в психологии на практике
Деятельностный подход в психологии подразумевает, что воспитание, обучение играют большую роль в развитии ребёнка, но помимо них важно включать психологически обоснованные виды деятельности, которые способны вызвать различные переживания и тем самым воздействовать на эмоциональную сферу (что также имеет значение, особенно для детей). К примеру, в школьном обучении деятельностный подход выражается в том, что учитель не дает готовых знаний, а выстраивает занятие так, чтобы ученики принимали живое участие в поисках новой информации.
В целом весь современный учебный процесс ориентирован на системно-деятельностный подход, когда учитель поощряет всевозможные активности и творческие порывы школьников. В данном контексте необходимо учитывать ведущий вид деятельности, соответствующий возрастному периоду (так, ученикам начальных классов более интересен игровой формат, для школьников старшего возраста – познавательный, и т.д.).