Развитие речи
Правильная и красивая речь развивается при условиях достойной речевой среды, необходимой практики речи, воспитания, чтения, начинающихся еще до рождения человека и продолжающихся в течение всей жизни.
Речь, как фактор развития человека
Язык и речь необходимы человеку для полноценного общения. Оба эти явления принято называть общественными:
- язык – лексические, фонетические и грамматические средства для общения;
- речь – сложная форма общения коммуникативной деятельности людей, сложившаяся исторически посредством языка.
Языковые конструкции создавались и продолжают создаваться на основе определенных правил. Связная речь и язык никогда не противопоставляются и могут быть оторваны друг от друга. Развитию речи способствует потребность в общении и объединении людей.
Исторический опыт и знания невозможно передать без развития речи, связанной с жизнью человека, а собственно речь – один из основных показателей его развития. Потребность в речи присутствует у человека в любом возрасте, принимая форму, необходимую для общения и самовыражения:
- непосредственного;
- отсроченного;
- внешнего;
- внутреннего.
Развивая речь, человек овладевает различными видами речевой деятельности, механизмами речи и разнообразными языковыми средствами.
К средствам развития речи относятся:
- обучение в процессе общения;
- культурная языковая среда;
- художественная литература;
- разнообразные виды искусства.
Существуют следующие виды речи:
- внутренняя;
- устная;
- письменная.
Продуктом речи называют речевое высказывание, созданное самостоятельно или коллективно.
Этапы развития речи
Развитие речи начинается с первых дней жизни ребенка. Формирование навыков правильной связной речи происходит одновременно с развитием физических и умственных способностей и происходит по двум основным направлениям:
- применение языка в практической деятельности, что способствует расширению речевых возможностей;
- во время специально организованного обучения.
Речевое развитие зависит от следующих факторов:
- должное речевое окружение;
- влияние речи окружающих;
- регулярная речевая практика;
- воспитание в семье;
- обучение в образовательных заведениях.
Существуют различные точки зрения исследователей об этапах развития речи человека. Их количество варьируется от двух до четырех.
- Подготовительный (пассивный)
Этап начинается с рождением ребенка и продолжается до года. В этот период вырабатывается реакция на общение, понимание направления звука, готовность к игровым движениям, реакция на слова и желания окружающих.
- Преддошкольный (автономный)
Период длится от года до трех лет. Звуки и первые слова еще искажены, но появляются попытки составить фразы. Происходит активное накопление словарного запаса. Ребенок понимает значение слов и правильно использует их в речи. Усваиваются основные синтаксические конструкции родного языка, но есть отличия от речи взрослых людей в звучании и значении.
- Дошкольный (активный)
Развитие речи в период подготовки к школе идет быстро. Расширяется круг общения ребенка. Дети учатся овладевать связной речью, исправляя произношение свистящих и шипящих звуков. Появляется навык слухового контроля за произношением и овладение разными структурами предложений. Связная речь выступает в роли основного средства познания и становится контекстной, т.е. развернутой.
- Школьный
Наиболее ответственный, серьезный и осознанный этап развития речи. В период до 17 лет основные правила грамматики при построении самостоятельных высказываний должны быть усвоены. Ведущая роль отводится освоению нового вида речи – письменного. Параллельно развиваются навыки владения литературной речью. Вследствие бурного личностного развития – появление сленга.
Задачи по развитию речи
Речь – основа любой умственной деятельности и главное средство человеческого общения. Слова – «кирпичики» из которых складывается речь. На каждом возрастном этапе жизни человека существуют определенные задачи по развитию речи. Основная - научить человека правильно и понятно излагать свои мысли на родном языке, используя устную речь.
Для достижения главной цели, необходимо:
- обогащать и активизировать словарный запас (демонстрировать многогранность значений слов);
- формировать грамматический строй речи (овладение нормами изменения слов согласно грамматическим правилам для построения различных предложений);
- воспитывать звуковую культуру речи (формировать умение слышать и правильно воспроизводить все звуки родного языка, работать над освоением интонационного строя, произношения и системы ударений в словах);
- развивать монологическую и диалогическую речь (монолог – более сложная форма речи, поэтому важно развивать диалогическую речь, постепенно включая монолог);
- знакомить с художественной литературой (чем больше человек читает качественных художественных произведений, тем лучше его речь, тем более успешно он овладевает навыками составления связных сообщений, пересказов событий и тем больше интерес к художественному слову).
Принципы развития речи
Правильная речь – залог успешного развития человека.
Принципы развития речи детей во время организованного обучения:
- вызвать речевую активность учащихся путем создания проблемных речевых ситуаций;
- углубление смыслового восприятия учебного текста с помощью анализа его содержания;
- формировать понятие лингвистики;
- развивать языковое чутье;
- проводить упражнения, развивающие связную речь в системе;
- умение выражать свои мысли словесно и письменно.
Результат развития речи
Умение правильно и последовательно изложить мысли, выразить собственное мнение – результат сформированных коммуникативно-речевых умений. Они различаются как:
- направленные на создание речевого высказывания;
- связанные с созданием структуры высказывания;
- связанные с использованием языковых средств в соответствии с речевыми задачами;
- направленные на понимание содержания речевого высказывания.
Методика развития связной речи у детей
Один из важных показателей речевого развития ребенка – умение связно высказывать свои мысли, логично и последовательно пересказывать прочитанное, составлять грамматически правильные предложения, интонационно и образно выразительные сообщения.Связная речь (диалог, монолог) демонстрирует владение устной речью.
Исследователи выделяют три возрастных этапа в развитии речи у детей:
- младший (от 3-х до 4-х лет);
- средний (от 4-х до 5-ти лет);
- старший (от 5-ти до 6-ти лет).
Младший: предполагает использование в речи простых предложений, договаривание стихов, пересказ текстов с опорой на сюжетные картинки. После обработки содержания картинок, взрослые с помощью вопросов, помогают детям составить связный рассказ по картинкам.
Средний: включает более сложную работу по овладению навыками пересказа литературных произведений, самостоятельное сочинение небольших рассказов по игрушкам и картинам, составление загадок.
Старший: развивает интерес к самостоятельному сочинению и созданию разнообразных видов творческих рассказов.
Умение высказываться связно отражает навыки осмысленного восприятия окружающего мира и правильное выражение своих впечатлений.
Виды связной речи подразделяются на диалогическую и монологическую.
Диалогическая речь (диалог) означает процесс непосредственного речевого общения в котором участвуют два или более собеседников, обменивающимися репликами.
Диалог предполагает:
- поочередные реплики;
- наличие нескольких участников;
- отсутствие развертывания мысли;
- употребление разговорной лексики;
- непродолжительное обдумывание высказываний;
- стимулирование высказываний внутренними и внешними мотивами.
Монологическая речь означает развернутое, полное, четкое, взаимосвязанное повествование. Процесс непосредственного общения требует внимания, конкретного обращения одного человека к другому или группе слушателей.
Монолог предполагает:
- использование литературной лексики;
- предварительное продолжительное обдумывание высказывания;
- полную развернутость и формулировку;
- умение выбрать необходимые слова и конструкции точно передающие мысль.
Существуют следующие методики развития связной речи у детей:
- наглядная;
- словесная;
- практическая.
Каждая из них образует совокупность приемов, решающих дидактические задачи:
- знакомство;
- закрепление;
- переработка.
Наглядные методы
Наглядность предполагает следующие виды наблюдений:
- непосредственные – экскурсии, созерцание, разглядывание;
- опосредованные – рисование, рассматривание иллюстраций, составление рассказов об увиденном.
Наглядная модель включает:
- пересказы;
- сравнительные рассказы-описания;
- творческие высказывания по за