Особенности процесса восприятия и обработки входящей информации позволяют разделить всех людей (и больших, и маленьких), на 4 основные группы и смешанные типы. Кто-то лучше понимает и запоминает, если ему показывать графики, картинки и текст, кто-то предпочитает слушать объяснения, кому-то необходимо сопровождать восприятие движениями или трогать, ощупывать исследуемые предметы. В зависимости от того, к какому типу относится человек — кинестетик, аудиал, визуал, дискрет (дигитал), можно буквально «разговаривать на одном языке». Или на совсем разных. MedAboutMe предлагает всем воспользоваться шутливым, но достоверным тестом на основе новогодней песенки, чтобы понять, как вы и ваш ребёнок воспринимаете реальность, и как вам достигать взаимопонимания без особых потерь.
Визуалы: я тебя вижу!
В лесу я вижу елочку
Смотрю — она стоит.
Гляжу и вижу: стройная,
Зеленая, блестит.
Знакомая песенка? Вроде бы «в лесу родилась елочка», а что-то не так? Это версия визуальная, более понятная и близкая для тех, чей основной канал восприятия проходит через зрение. В речи визуалов, и взрослых, и малышей, преобладают глаголы и прилагательные, связанные с внешними образами и процессами наблюдения. «Я сегодня видел большую птицу, она была черно-белая, с красным носом! Смотрю, а птица ест желтые зерна!»
Если ребёнок общается в большей части таким образом, запоминает в основном то, что видел, а не слышал, при рассказе и общении его взгляд в основном направлен вверх (воспоминание и представление образов), то стоит взять основные принципы из его «языка» для упрощения объяснений и воспитательных процессов. «Смотри, эти белые полоски — пешеходный переход. Видишь? По ним мы переходим дорогу».
С такими детьми хорошо также работают техники расслабления, основанные на визуальном представлении красивого места. При рассказе, что же будет в новой школе или куда вы собираетесь вместе пойти, надо описывать все картинками: стены зеленые, парты желтые, учительница — высокая и в очках, а слон в зоопарке большой, серый и с хоботом.
Большой плюс визуального канала восприятия и обработки — в достаточно легком освоении чтения, такие дети легко считывают информацию с листа, чаще всего аккуратно записывают домашнее задание в дневник, справляются с контрольными списываниями с доски. Им подходят расписания дня, написанные на листке с указанием времени, схемы с картинками «как завязывать шнурки».
А еще таким малышам почти не мешает шум, а на переменках они предпочитают оставаться в классе. Оптимальный вариант ребёнка для современной школы, где, кстати, большинство преподавателей также относятся к визуальному типу.
Я все слышу: аудиальный канал восприятия
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай»,
Мороз играл на дудочке:
«Ты, ель, не замерзай».
Слуховой канал восприятия действительно подразумевает способность слышать все. Даже не прислушиваясь, такие дети постоянно воспринимают и неосознанно обрабатывают информацию, доходящую через уши. Что стукнуло, откуда звучат шаги, где и какая играет музыка — все это влияет на ребёнка. Если зрительное восприятие достаточно просто переключить на себя, привлекая внимание к своему лицу, то со слуховым это сделать не так-то просто.
Поэтому при общении, особенно важном, с таким ребёнком, надо в первую очередь убедиться, что посторонних шумов рядом нет.
Ребёнок-аудиал, приходя из садика или школы, будет рассказывать в основном не то, что он видел, а кто и что сказал по поводу какого-то события. Эти дети используют много описательных слов, относящихся именно к слуху: «он рассказал, мы обсуждали, послушайте, и тут она как крикнет громким голосом, и сразу тишина» и т. п.
Для таких детей характерно выплескивание напряжения в разговорах, им сложно соблюдать тишину на уроке, зато нравится петь или болтать по телефону. Если ваш ребёнок — классический аудиал, не ищите записанных домашних заданий в дневнике, ему проще вечером спросить у друзей, чем переписать номер упражнения. И любые шумы во время занятий будут отвлекать.
Зато различные мелодии, аудиокниги, лингафонные кабинеты и подражание иностранному акценту станут любимым развлечением.
Таких малышей в раннем детстве лучше всего успокаивают колыбельные, «белый» шум, знакомые стихи и мамин голос. Звучащие игрушки, музыкальные инструменты, обучение азбуке при помощи звуковых плакатов и книжек, аудиосказки — лучшие друзья. А если надо донести до малыша понимание, что он ведет себя неверно, то лучше оградить его от посторонних звуков и объяснять спокойным голосом рядом с ушком, привлекая внимание словами «послушай», «ты меня услышал?» — так большинство информации не пройдет мимо.
Мы все родом из кинестетиков
Метель, погладив елочку,
Укутала снежком.
Мороз об елку стукнулся —
Умчался кувырком.
Абсолютное большинство людей в младенчестве — кинестетики. Пока зрение и слух дозревают, новорожденный концентрируется на своих ощущениях. Поэтому ношение на ручках, прикосновения, поглаживания, тепло, все, что способствует расслаблению тела и ощущения себя, так важны для грудничков. Движения, осязание, обоняние — через это происходит познание мира в раннем возрасте.
Распределение ведущих каналов восприятия происходит позднее, и многие дети до подросткового возраста остаются «смешанным» типом, сочетая кинестетические свойства с другими типами обработки информации. А кто-то остается на уровне физического восприятия на всю жизнь.
В речи кинестетика превалируют описания свойств, ощущений и движений. «А он ему как даст, а тот упал», «я нашел и сразу схватил, а он мягкий, пушистый и пахнет, как одуванчик». При общении взгляд ребёнка часто направлен вниз — он вспоминает ощущения или концентрируется на них. Кинестетику важен телесный контакт, это метод поощрения, выражения любви и заботы.
Еще для таких детей превалирует моторный тип памяти и ощущения как способ привлечь внимание. Чтобы пообщаться «на одном языке», прикоснитесь к ребёнку или обнимите, расскажите, что вы ощущаете, когда он ведет себя неправильно, и как хорошо он будет себя чувствовать, если выучит урок и не будет бояться, что его спросят в школе. А при выполнении домашних заданий важно устраивать небольшие перерывы с возможностью подвигаться, размяться или сходить на кухню за яблоком.
Цифровое восприятие: дигиталы, дискреты
В лесу возникла елочка
В центральной полосе.
Функционально стройную
Ее ценили все.
Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о причинах формирования подобного типа восприятия и обработки информации. Вероятнее всего, этот канал превалирует у людей, переживших в детстве эмоциональную травму или воспитывавшихся в неблагоприятных для их типа личности условиях, мешавших самовыражению.
Чаще дискретный тип бывает смешанным и диагностируется во взрослом возрасте. В чем действительно хорош этот канал — он помогает легко сортировать информацию по категориям, оперировать данными, цифрами, формулами. Чем не очень хорош (хотя это зависит от точки зрения) — он мешает общаться с другими людьми. Не все готовы воспринимать описание счастливого дня или расстроившего события с научными словами или логическими связками.
«Маленькие ученые», дети, больше заинтересованные в знаниях, чем в играх. Малыши, которых захватывает логика процесса, а не личное отношение и впечатления, практически уникальны. И с ними довольно легко общаться «по-взрослому», описывая причинно-следственные связи.
Но дети есть дети, и у юных дискретиков возникают потребности в тепле и участии, ярких впечатлениях, веселых праздниках. Не давайте себе обмануться взрослым типом общения, любой ребёнок, вне зависимости от канала восприятия, нуждается в любви, ласке и внимании. Разве что выражать свои чувства можно для разных детей в различном виде: спеть песенку, показать новую книгу, полежать вместе под одеялом или рассказать, что же это за центральная полоса, в которой родилась елочка.