07.11.2016 2972

Шлепать или не шлепать? Как воспитывать детей без насилия

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Международный документ «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года гарантирует ребенку право на защиту от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. О правах детей и взрослых знают не только юристы, но и рядовые граждане. Тем не менее, физические наказания по данным 2006 г. практикуются в почти 95% семей России (К. Григорьев). Почему так происходит, разбирается MedAboutMe.

История, статистика и правовые организации — о физических наказаниях детей

История, статистика и правовые организации — о физических наказаниях детей

Вряд ли кому-то придет в голову побить коллегу или знакомого за недостойное поведение или нарушение общественных норм. Это запрещено на государственном уровне. С другой стороны, за проступки взрослых людей несут ответственность эти самые взрослые люди, а вот последствия шалостей или хулиганства детей ложатся на плечи их родителей. И, кажется, вполне понятно, когда родители (ведь они тоже люди!) срываются и пытаются вразумить глупое чадо наиболее простым и доступным способом — например, шлепком по попе.

Однако и шлепок — уже нарушение прав человека. Даже маленького.

Рекомендации ПАСЕ, Парламентской ассамблеи Совета Европы №1666 (2004)

Любое физическое наказание ребенка — это нарушение его основного права на человеческое достоинство и физическую неприкосновенность. То, что эти методы воспитания все еще являются законными в некоторых странах, нарушает основополагающее право детей на юридическую защиту, как у взрослых. В европейских обществах запрещено бить людей, а дети — это люди.  

Хотя в нашей стране телесные наказания детей незаконны, однако их определение довольно размыто и включает в себя те меры воздействия, которые угрожают физическому здоровью ребенка. При этом о психическом самочувствии, о воздействии на детей ежедневными мелкими тычками или шлепками задумываются только в серьезных случаях, приводящих к неврозам, депрессиям или уходам из дома. И то не всегда.

Л. Н. Толстой (рассказ «После бала) о телесных наказаниях

Надо, не переставая, кричать, вопить о том, что такое применение дикого, переставшего уже употребляться для детей наказания к одному лучшему сословию русских людей есть позор для всех тех, кто прямо или косвенно участвует в нём.

Хотя Лев Николаевич писал о жестоком наказании детей, порке, битьем батогами, которые сейчас не практикуются, однако использования ремня в качестве воспитания по-прежнему присутствует в жизни множества детей и подростков.

И.С. Кон «Телесные наказания детей в России: прошлое и настоящее»

Официальная советская педагогика с 1917 г. считала физическое наказание детей неприемлемыми и недопустимыми. В учебных заведениях они были полностью запрещены. Однако подобные методы воздействия в семье по-прежнему были нередким явлением. Так, анонимный опрос 7 500 детей возраста 9-15 лет показал, что 60% родителей применяют телесные методы дисциплины.

В последние десятилетия, к счастью, тенденция «вбивать ум» с помощью рук и подручных предметов, значительно снизилась. Однако подумаем, насколько нравится самим детям, когда вместо объяснений и демонстраций лучшего выхода из ситуации взрослые на своем примере показывают, что прав тот, кто сильнее, или что лучший способ поступить так, как хочется — это сделать это втайне?

«Наше право на защиту от насилия» Организация Объединенных Наций

Физические наказания детей чаще всего не приводят к тяжелым травмам или смерти. Чаще всего их используют, чтобы принудить ребенка вести себя хорошо. Но дети, естественно, предпочитают, чтобы воспитание проводилось без применения физического наказания.

«Это не бьют, а ума дают» — помогают ли физические наказания воспитанию?

«Это не бьют, а ума дают» — помогают ли физические наказания воспитанию?

Исследования, проведенные в Университете Техаса, доказывают, что использование физических методов наказания детей не только не приводят к желаемому результату, но и приносят вред.

Ученые изучали данные за 50 лет, более, чем по 160 000 детей. В результате были сделаны следующие выводы: чем чаще ребенка наказывали физически, тем больше выросшие дети отказывались от общения с родителями, демонстрировали антисоциальное поведение, агрессию, психические отклонения и проблемы с познавательными процессами во взрослом возрасте.

Дополнительный вывод исследования: дети, которых физически наказывали в детстве за какие-либо проступки, с высокой вероятностью также будут поступать и со своими детьми, закрепляя неправильные методы воспитания из поколения в поколение. Чаще всего наказания были вызваны не попытками научить ребенка поступать правильно, а фрустрацией, раздражением и чувством бессилия родителей.

Таким образом, физическое насилие приводит к закреплению понимания у детей, что бить — правильно. А вот осознанию причин неправильного поведения, самоконтролю, умению поступать иным образом совсем не способствует. А именно эти умения и навыки являются целью воспитания.

Если родители используют шлепок как воздействие на ребенка в случае неправильного поведения, чтобы изменить его паттерны, это не работает. Легкие касания, похлопывания, применяемые с целью обозначения неверного поступка, намерения, как средство для переключения внимания малыша с деструктивного способа достижения цели, не причиняющие физического и психологического вреда ребенку, насилием не считаются. Но во всем надо знать меру.

7 способов воздержаться от шлепков

7 способов воздержаться от шлепков

Чтобы понять, как и почему ребенок ведет себя неверно и как же поступать в непростых ситуациях, MedAboutMe рекомендует книги практических психологов, работающих с проблемами поведения у детей и у родителей: Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» и Млодик И.Ю. «Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему».

А в качестве практического мини-руководства по поведению взрослого, выращиванию детей, которых не надо шлепать, рекомендуем использовать следующие общедоступные практики.

  • Слушать и говорить

Часто дети ведут себя «неправильно» в понимании взрослого, когда им хочется настоять на своем, неприемлемом вообще или неподходящем в данный момент поступке. Что помогает? Общение на доступном ребенку языке, на уровне его глаз. Короткие объяснения в момент нарастания напряженной ситуации, почему так нельзя, или предоставление выбора «чистить зубы сейчас или после мультика», «почитать книжку или порисовать». Если ребенок знает, что у него есть выбор, что его мнение тоже учитывается, он меньше будет пытаться «бороться за власть» с родителями и меньше давать поводов для раздражения взрослого. Это факт.

  • Позитивное подкрепление работает

Истерики, требования, нытье, которые не достигают цели, не закрепляются в поведении. Причем эмоциональная реакция на негативное поведение тоже может быть целью. «Мне скучно! Заметь меня! Обрати на меня внимание» — вот что чаще всего скрывается за попытками увести родителя в сторону от разговора со знакомыми или попытками вытребовать десятую игрушку в магазине. Давайте внимание ребенку по другим поводам. Сосредоточиться на позитиве, радоваться вслух и хвалить малыша, когда он поступает правильно и следует установленному порядку, помогает детям использовать верные методы чаще и чувствовать себя молодцом и любимым чадом.

  • Быстрое отвлечение

Вместо того, чтобы в ситуации уже разросшейся истерики ругать и шлепать малыша, все-таки дотянувшегося до хвоста собаки или праздничного торта, можно в самом начале твердо сообщить «мы не дергаем собак за хвост» и увести ребенка в сторону, заняв игрой. Лучше всего этот метод работает с дошкольниками, однако и дети более старшего возраста, способные понять хитрость, хорошо реагируют на предложение одного бонуса вместо продолжения запретных действий, которые приведут к скандалу.

  • Непосредственное наказание

Как советуют детские психологи (а также кинологи и другие специалисты по воспитанию животных), наказание должно следовать сразу за проступком и быть непосредственно связано с ним. Рисовать на стене нельзя, значит, фломастеры запираются в ящик на два часа. Если вместо такого дисциплинарного воздействия последует отказ в посещении цирка на следующей неделе, ребенок, скорее всего, не свяжет эти два события и логики в поступках родителя не найдет.

  • Позволить последствиям проступков происходить

В случае, если ребенок своим поведением не навредит себе или окружающим, надо давать возможность ему самому видеть, к чему приводит проступок. Предупреждение о том, что игрушка, если ее ломать, сломается — и предоставление ребенку выбора. Часто самостоятельно сделанные выводы запоминаются намного лучше, чем забирание игрушек или наказание.

Конечно, если ситуация опасна, если малыш решает бегать по улице или прыгать с дивана на пол, такой метод не работает. Но последствия могут быть и здесь: кто не умеет вести себя верно на дороге, отправляется домой. А кто прыгает с дивана и рискует сломать ногу, сидит теперь на полу, а не на удобных подушках.