Современные родители понимают всю важность образования для развития ребёнка. Уже в дошкольном возрасте многие дети начинают посещать различные кружки и образовательные курсы. К школьному возрасту практически каждый ребёнок имеет опыт образовательных занятий. К выполнению домашнего задания родители относятся очень серьезно с первых школьных дней и так или иначе стараются контролировать его выполнение. Но насколько необходимо самому школьнику участие родителей в его учебе?
Учеба как метод развития ребёнка
Естественное развитие ребёнка не предполагает школьного курса образования, природой предполагалось, что необходимые знания об окружающем мире ребёнок будет получать от родителей и по наблюдениям за окружающим его миром. Но развитие человеческой цивилизации пошло по пути более интенсивного накопления информации, а для этого одного рассматривания природы и родительских сказок мало.
Обязательно школьное обучение пришло в нашу жизнь не так давно — меньше века назад. Существует множество методик преподавания курса школьной программы, подтвержденных государственным сертификатом на оказание образовательных услуг. Но классическая, наиболее распространенная основывается на двух типах работы: классной и домашней. В классе ученик получает новые знания от учителя и овладевает новыми навыками, а дома закрепляет новый материал практическими заданиями. Идет ли речь об изучении языков, математики или технических наук, методика изучения будет именно таковой.
Выполнение домашних заданий очень важно для общего процесса обучения. Оно необходимо не только для дополнительной практики по усвоению предмета. Именно во время выполнения домашних упражнений происходит наиболее интенсивное развитие ребёнка. Ведь в классе он работает под контролем учителя и направляется им, а дома ученику приходится самому организовывать свою учебу и вспоминать нормы и требования учителя.
Ребёнок и ответственность
Конечно, далеко не каждый ребёнок сразу может успешно справляться с поставленной перед ним задачей. И в первые годы школьного обучения, как правило, речь идет не сколько об академической успеваемости, сколько об организационных вопросах. Довольно редко выполнение домашней работы вызывает восторг у даже очень хорошо успевающего ребёнка — это не самый захватывающий вид деятельности. Развитие ребёнка в области эмоционально-волевой сферы еще далеко от идеала. Сложно заставить себя обводить прописи или учить теоремы, когда рядом столько соблазнов — новые игры, интересные приложения в гаджетах, просто хорошая погода на улице, где можно поиграть с друзьями.
Именно тут и подключаются родители. Если у них есть возможность лично контролировать деятельность ребёнка после школы, они проследят за тем, чтобы урокам было посвящено необходимое для их выполнения время. Но на этом родители не останавливаются. Как правило, дальше они начинают контролировать качество выполнения задания, настаивают на изучении дополнительного материала, заставляют переделывать недостаточно хорошо выполненную работу. Ведь это в интересах самого ребёнка — задания должны быть сделаны на совесть, иначе развитие ребёнка пострадает, в образовании останутся пробелы. Есть и другая крайность: некоторую часть работы родители полностью могут выполнить сами, считая такие упражнения (например, рисунки или проектную деятельность) ненужными для ребёнка, зря занимающими время.
Родители: вместе, а не вместо
Конечно, в таком утрированном виде помощь оказывается «медвежьей услугой» для ученика. Происходит это потому, что из выполнения домашнего полностью исчезает момент личной ответственности ребёнка. А это очень важная часть развития ребёнка. Ведь школа дает не только объём академических знаний, она также выполняет воспитательную функцию. В частности, учитель на уроках должен научить ребёнка серьезно относиться в своим учебным обязанностям. А это невозможно, если ученик никак не отвечает за свою работу — фактически его руками «водят» родители. Такой навык важен ничуть не меньше, чем отработка красивого почерка и выучивание орфограмм. Так возникает мотивация к качественной деятельности не только в учебе, но и во всей жизни.
Значит ли это, что родители должны отказаться от помощи детям с выполнением домашнего задания? Конечно, нет. Просто нужно пересмотреть объёмы и уместность такой помощи. Обязательно нужно проконтролировать, чтобы домашняя работа вообще ребёнком была выполнена. Возможно, стоит помочь ему с использованием электронного дневника, если от бумажных школа отказалась. Стоит объяснить непонятный материал, освоить самостоятельно который ученик не может, и полученных на уроке знаний ему не хватает. Можно взять на себя техническую сторону — докупить какие-либо учебные материалы, которых не хватает. Но выполнять свою работу ребёнок должен только сам, и получать за нее справедливую оценку.
Пятерка ради пятерки поможет только школьной статистике, а не развитию ребёнка. Не нужно бояться плохих отметок, стоит воспринимать их как повод для дополнительной работы и анализа своих упущений. Именно в этом и был изначальный смысл системы оценивания, неважно, используются ли в качестве условных обозначений буквы, цифры или слова «хорошо-плохо». Оценивая работу, учитель дает понять ученику, насколько хорошо тот усвоил материал и усовершенствовал навык, а вовсе не дает оценку самому ребёнку. Это ложное понимание системы образования, и родители не должны прививать ее детям ни в коем случае, это может стать источником больших психологических проблем на долгие годы.
Большие проблемы маленьких детей
Но есть и такие случаи, когда ребёнку как раз необходим тотальный контроль взрослых. Нужно самым тщательным образом направлять и проверять на всех этапах выполнение домашней работы у ребёнка, имеющего логопедические проблемы, например, дислексию или дисграфию, и многие другие. К сожалению, они все чаще встречаются у современных детей. При наличии таких осложнений ребёнку рекомендуется в качестве компенсирующего метода выполнять все задания только наилучшим образом, и неважно, сколько времени при этом уйдет на подготовку и саму работу. Конечно, методы воздействия для каждого ребёнка будут индивидуальны. Обычно их объясняет родителям дефектолог, работающий с учеником.