02.11.2016 4647

Уроки эмпатии для подростка: учимся сопереживать!

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

В наш век для успеха недостаточно лишь хорошо учиться и не совершать плохие поступки — ребенку понадобится весь арсенал способностей взаимоотношений с людьми. Об освоении одной из них, навыкам эмпатии, мы и поговорим сегодня на портале MedAboutMe.

Не для кого не секрет, что на выгодную должность могут взять не того сотрудника, который показывает неплохие результаты, а того, кто понравился начальству, нашел «общий язык», сумел найти подход даже к суровым руководителям. Не лишним будет вспомнить, что среди равных по физическому состоянию именно улыбчивого Юрия Гагарина выбрали в качестве первого космонавта. Личность человека создается, начиная с осознанного, подросткового возраста — так давайте научим своих детей определенным навыкам для их успешного будущего!

Анатомия — всему голова!

Анатомия — всему голова!

Нейробиологи на основании исследовательских трудов сделали вывод: у человека существуют зеркальные нейроны, которые активируются и в том случае, когда мы выполняем какие-то действия, и когда только наблюдаем, как то же действие совершает кто-то другой. Именно активность зеркальных нейронов (в числе прочих) отвечает за «заразительный» смех или участвует в создании печального настроения, когда мы видим, как кто-то плачет. Таким образом, система зеркальных нейронов является биологической основой явления сопереживания. Талант к эмпатии, возможность сопереживания развить в себе могут все. Так как это сделать?

Зачем нужна эмпатия?

Зачем нужна эмпатия?

Приведем несколько причин, почему эмпатия должна быть у каждого успешного современного человека. В первую очередь, она является очень важным элементом для полноценного общения в любви и дружбе. Для подростка отношения со сверстниками являются чуть ли не первостепенными, практически жизненно необходимыми.

Во-вторых, без этого качества никак не обойтись в профессии. При работе в школе ученики склонны больше доверять сочувствующим учителям; юристы легче находят подход к своим клиентам и особенно на суде; врачи намного эффективнее лечат своих больных. Для менеджера эмпатия также является важным навыком. Психолог Даниил Гольман утверждает, если руководитель понимает и принимает подчиненных с различным «житейским багажом» и жизненным опытом, то выстроить работу в такой команде ему будет проще.

В-третьих, способность сопереживать поневоле учит думать о последствиях. Подросток начинает задумываться, сколько неприятных эмоций может вызвать неосторожно брошенная в эмоциональном порыве фраза. В следующий раз он вряд ли их произнесет. Способность предсказывать реакцию на собственные слова может позволить реже ссориться с близкими людьми. Эмпатия действует поистине умиротворяюще! Так, группа ученых из университета Лидс пришла к следующему выводу: сопереживание является действенным инструментом в борьбе с агрессией. Она учит людей быть более терпимыми к ошибкам, недостатком и недочетам в действиях другого. А ведь как важны навыки самоконтроля особенно в подростковом возрасте! Человек с высоко развитой эмпатией учитывает чувства другого, когда принимает свои решения или выражает собственное мнение.

Как общаться с людьми, которые, по-видимому, напрочь лишены сопереживания?

Как общаться с людьми, которые, по-видимому, напрочь лишены сопереживания?

Существуют ситуации, когда человек намеренно подавляет в себе внутреннее желание сочувствовать другим. Такое происходит, если он проживает в зоне военных действий или если он ухаживает за тяжелобольным. Иногда человек может поступать, не считаясь с чувствами другого, когда он уверен в своей личной независимости от окружающих людей. Кандидат психологических наук Вита Холмогорова утверждает, что поведение подобных личностей вовсе не означает, что они вами пренебрегают, не признают ваши потребности, но они действительно не могут оценить события с чужой позиции. В данном случае, диалог при необходимости лучше строить рационально, логично, с максимальным привлечением фактов. Семейный психолог Светлана Бояринова советует и здесь поставить себя на место другого и постараться понять, почему человек так себя чувствует и так ведет. Может быть, он столкнулся в прошлом с очень сильной болью, после чего намеренно «заморозил» свою способность учитывать чужие эмоции — для того, чтобы не страдать еще и из-за другого человека? Чтобы дать понять несочувствующему человеку, что вы ощущаете, можно задать наводящий вопрос, например, «Ты когда-нибудь был настолько расстроен? Мне сейчас очень плохо, потому что…» Может быть, собеседник найдет в своей памяти далеко спрятанные похожие ощущения и ему будет гораздо легче вас понять.

От внешнего к внутреннему: эмпатическое слушание

От внешнего к внутреннему: эмпатическое слушание

Как же научиться улавливать сигналы об эмоциях близких и окружающих людей? Или как вести себя, если искренне кому-то соболезнуешь, хочешь оказать поддержку, но никак не сообразишь, как? Хорошая новость: памятуя о зеркальных нейронах, которые присутствуют в головном мозге каждого человека, делаем вывод — каждый может научиться вести задушевный диалог. Для начала следует хотя бы имитировать его внешние проявления. Что необходимо?

В первую очередь, эффект «присутствия». Ведь нередко мы недостаточно сконцентрированы на разговоре с собеседником, и можем слушать «на автопилоте», поддакивая или вставляя не очень глубокомысленное «вот как!» «а что ты?» «а что он на это ответил?» Так мы пытаемся создать видимость заинтересованности. При этом подсознание любезно рисует нам картинки из собственного опыта, но истинное сопереживание — это продукт, очищенный от эгоистических чувств, поэтому следует отстранять всплывающие образы и ассоциации собственного опыта и со