1—1,5 года
Маленький герой уже умеет стоять без страховки взрослых, не используя опору рук. Ему вполне по силам сделать несколько шажков, он осторожничает и при ходьбе потешно выставляет вперед вытянутые руки, словно передвигается с закрытыми глазами. В это время успехи в развитии детей особенно заметны взрослым благодаря сверхскоростной эволюции координации движений. Огромную радость доставляет окружающим все, что должен уметь ребёнок в 1 год. Малыш может подняться самостоятельно с пола, сам топает по дому, раскинув ручки, словно крылышки. Его по-прежнему занимают любые окружающие предметы, но он не только следит за ними и берет в руки, а умеет совершать достаточно сложные действия, например, разъединять колечки, разворачивать обертку. Он учится мыслить конструктивно, пытаясь строить башни из пары-тройки кубиков. К радости родителей, становится заметным образное мышление, проявляющееся в первых робких попытках нарисовать что-либо пальчиковыми красками, мелками или цветными карандашами.
1,5—2 года
В этот период совершенствуется координация движений и непростое умение удерживать равновесие. Малыш учится сохранять вертикальное положение на пересеченной местности, невзирая на причуды рельефа, преодолевать ступеньки, шагая за руку со взрослым или страхуя себя, держась за перила. Осваивает важный для дошкольного развития каждого ребёнка навык мелкой моторики — умение помещать небольшой предмет в довольно узкое отверстие.
2—3 года
Время усложнять координацию движений. Юные каскадеры демонстрируют изумленным взрослым, не щадя их здоровья и нервов, цирковые трюки невиданной сложности: не опираясь руками встают, уверенно передвигаются задом наперед, перешагивают преграды, приставным шагом спускаются по ступенькам, порой удачно ловят мяч, в лучшие дни способны воздвигнуть башню из 4 и более кубиков, перелить, например, воду из чашки в блюдце.
3 — 4 года
Появляются автоматизмы движений, а это верный признак, что с развитием детей все в порядке. Попросите ребёнка постоять на одной ножке и «засеките» время, возможно он сможет установить личный рекорд, превысив среднестатистическую норму для этого возраста — 2-3 секунды. Ребёнок умеет многое: ходить на цыпочках, с размаху пинать мяч ногой и подталкивать его, как в футболе, лихо водит трехколесный велосипед. Совершенствует мелкую моторику, например, раскатывая пластилин. Пусть лучше мать и дитя вместе потренируются вырезать ножницами снежинки и другие фигурки, чем ребёнок, улучив момент, самостоятельно подстрижет кошку или раскроит на салфетки парадную скатерть.
4—7 лет
Заканчивается двигательное развитие детей дошкольного возраста, и из беспомощных малышей вырастают ловкие-умелые. Для них нет ничего невозможного, им удается двигаться грациозно. Самое время научиться выполнять обыденную работу по дому. Они пластичны и смело импровизируют. Продвинутые пользователи мелкой моторики в этом возрасте здорово рисуют, осваивают письмо.