Официальная статистика распространенности расстройства аутичного спектра среди детей России приводит достаточно высокую частоту РАС: около 1%, или каждый сотый ребёнок имеет признаки аутизма. Однако неофициальные данные определяют значительно большую распространенность. Так, официально в Москве примерно 2500 детей с РАС, а пациентов частных центров без клинического диагноза насчитывается более 20 тысяч. Каждый случай — это ребёнок со своей историей, болезнью и надеждами его близких. Порой отчаявшиеся взрослые в попытках исцелить ребёнка следуют новым, уникальным и нередко достаточно радикальным методам терапии. MedAboutMe рассказывает о ядовитых лекарствах, заражении паразитами, кислородотерапии и других способах лечения РАС и оценивает их эффективность.
Препараты, лекарства и опасные смеси
Одна из наиболее экстремальных методик лечения — прием минеральной добавки, известной под названиями Miracle Mineral Solution или Master Mineral Solution. Ее используют также в производстве отбеливателей для тканей. Эта добавка популяризируется как чудо-лекарство для терапии раковых опухолей, гепатитов, СПИД. Раствор предлагают вводить в прямую кишку или пить.
Минеральный концентрат может разрушать натуральные ткани, но это не отпугивает взрослых, надеющихся на исцеление детей. При этом использование подобного «лекарства», например, в США приравнивается к причинению вреда здоровью. Родители, практикующие данный способ терапии, подвергаются арестам, а дети переходят под опеку социальных служб.
Еще одна методика, довольно известная как «способ лечения аутизма», называется хелированием. При помощи препаратов организм больного избавляют из скопившихся в нем солей тяжелых металлов. Этот способ действительно помогает при отравлении ртутью. Однако существует теория, что аутизм — следствие отравления тяжелыми металлами, а значит, хелированием его можно излечить.
Сегодня установлено, что аутизм, расстройство аутичного спектра, проявляется различными признаками у детей в самом раннем детстве, когда организм еще не имеет возможности получить и накопить отравляющие вещества в значимых для здоровья количествах. Более того, многочисленные исследования не только опровергли эффективность хелирования у детей с РАС, но и выявили, что данный метод «терапии» вызывает снижение когнитивных способностей, а также вызывает значительный дефицит нескольких витаминов.
В Университете Бейлора в течение целого ряда исследований было установлено, что хелирование вызывает множественные побочные эффекты: от тошноты, рвоты, дисфункций ЖКТ до аритмии, гипокальциемии и летального исхода.
Однако все еще есть специалисты, представляющие хелирование в качестве «лекарства от аутизма». И родители соглашаются, невзирая на риски. Так, в США в опросе родителей детей с РАС выяснилось, что каждый 13-ый ребёнок из спектра был хотя бы однажды подвергнут курсу хелирования.
Не менее радикальный способ, применяемый к детям с РАС, заключается в химической кастрации. Введение лекарств, снижающих либидо и сексуальную активность, призвано подавить выработку тестостерона, что, по мнению некоторых специалистов, вызывало аутизм.
К примеру, доктор Марк Гейерр рекомендовал родителям сотен детей с аутизмом применять препарат Люпрон, лекарство, вызывающее повышение секреции гормонов гипофиза и регулирующего функцию половых желез. По итогам расследования оказалось, что доктор ошибочно диагностировал детям преждевременное начало пубертата. В итоге лицензии врача Гейера лишили.
Дети с РАС и паразиты: где связь?
Теория пользы паразитов была, как ни странно это сегодня звучит, разработана в Медицинском колледже имени Эйнштейна (Нью-Йорк). На тот момент была распространена идея, что аутизм — ответ иммунной системы организма, атакующей мозговые клетки и мешающая формированию необходимых связей в тканях головного мозга. Способ внедрения паразитических червей в организм предлагался врачами как методика предложить иммунитету новых врагов, тем самым отвлекая внимание от тканей мозга и давая возможность ребёнку наработать необходимые нейронные соединения.
Теория довольно быстро была опровергнута, однако вне США до сих пор можно найти отчаявшихся родителей, которые хватаются за эту «соломинку» и подвергают детей опасности в надежде на излечение.
Ванны и барокамеры для лечения аутизма
Горячие (очень горячие!) ванны — следствие той же теории о повышенной реакции иммунитета. В целом роли иммунной системы в возникновении расстройства аутичного спектра уделялось немало внимания. Существовало также мнение, что в теле ребёнка протекает хронический воспалительный процесс, который вызывает симптоматику аутизма. Однако горячая вода — метод, предлагавшийся для отвлечения иммунных клеток, «атакующих» головной мозг, на имитацию воспалительного процесса. Теория не подтвердилась, однако количество детей, вынужденно подвергавшихся гипертермической процедуре, довольно значительно.
А вот методика гипербарической оксигенации (ГБО), в противовес перечисленным, оказалась не то, чтобы особенно эффективной, но, по крайней мере, не настолько вредной для здоровья. Кислородотерапия в барокамере, как утверждали изобретатели методики, способствует формированию новых нейронных цепочек, что улучшает функции ЦНС. Под давлением кислород лучше растворяется в крови и быстрее доставляется к пораженным участкам головного мозга.
Научное сообщество не выработало единого мнения по поводу пользы ГБО для детей с РАС. Есть свидетельства улучшения поведения и речи, есть полное отсутствие эффекта. Родители, чьи дети прошли курс процедур кислородотерапии, отмечали выравнивание эмоционального фона ребёнка и снижение проблем со сном. Однако ни одного реального случая исцеления не выявлено ни самими родителями, ни врачами, ни специалистами, работающими с данной методикой.
Считается, что данный способ не вреден, если, конечно, дети соглашаются пребывать в барокамере без выраженного сопротивления и страха. Однако и эффект от него не особенно выраженный. Общее мнение — ГБО можно использовать в качестве дополнительной процедуры, но не ждать от него чудес и уж точно не подменять им основные курсы терапии.
Какой вывод можно сделать? Аутизм — сложное расстройство развития, и лечение для него надо искать не в приеме «чудо-лекарства» или нестандартных процедурах, обещающих скорейшее исцеление, а в проверенных и доказанных методах.