07.06.2016 6014

Развитие ребенка: аутизм не приговор

Эксперт

Филюк Александр Яковлевич

Имеющиеся о детском аутизме данные невольно пугают. Из 1000 детей — 10 имеют то или иное расстройство аутичного спектра, а это чаще, чем заболевание изолированной глухотой и слепотой вместе взятые, чаще, чем синдром Дауна, сахарный диабет и детские онкологические заболевния.  

Дети-аутисты: исходные позиции

Дети-аутисты: исходные позиции

В лечении аутизма огромную роль играет вовремя поставленный диагноз: чем раньше и комплекснее он будет сделан, тем больше вероятность уменьшения негативного воздействия этого недуга на развитие ребенка. Оптимальный вариант — выявление симптомов заболевания в раннем дошкольном возрасте. Сразу стоит оговориться — лечению поддаются прежде всего те дети-аутисты, у которых не задет интеллект.

Эта форма аутизма получила название синдрома Аспергера. Такие дети практически не отличаются от своих сверстников. Они учатся по обычной программе, заканчивают высшие заведения, успешны в карьере и жизни. Единственное, что отличает детей с синдромом Аспергера — это некоторые странности в поведении, а именно, неспособность к сопереживанию.

Кстати, уровень речевого и интеллектуального развития — основные показатели отдаленного прогноза упешного развития ребенка с расстройством аутичного спектра. Естественно, эта проблема требует комплексного подхода. Посещение, в первую очередь, психиатра абсолютно необходимо, как и обращение к таким специалистам как психотерапевт, психолог, логопед-дефектолог, психоневролог.

Не менее важна роль педагогов, социальных работников, и, конечно же, родителей. На долю последних выпадает основная и самая трудная «работа» по развитию ребенка и подготовке его к взрослой жизни. Несмотря на то, что с возрастом проявления аутизма частично компенсируются сами собой, комплексный подход к устранению имеющихся нарушений с помощью коррекционных программ дает намного больше шансов для адаптации ребенка в обществе.

е стоит забывать, что специалисты, говоря о раннем аутизме, во главу угла ставят проблему социализации детей. Это нарушение невозможно преодолеть самостоятельно, а именно от способности адаптироваться в обществе зависит процесс обучения, приобретение трудовых навыков и общее развитие ребенка. Основная цель коррекционных программ — научить, по возможности, детей с аутизмом общаться и обслуживать себя.

Аутизм — это психическое расстройство, возникающее вследствие нарушений отдельных структур и функций мозга. Именно эти нарушения вызывают у аутистов «странности» в поведении и восприятии окружающего мира. Специалисты выяснили, что можно воздействовать на определенные участки мозга и добиваться положительных результатов и таким образом корректировать развитие ребенка с аутизмом. Есть вероятность, что в итоге малыш хорошо приспособится к жизни в социуме.

Развитие ребенка: возможные перспективы

Начать стоит с того, что ранний возраст в развитии ребенка, больного аутизмом, играет основополагающую роль. Это наиболее интенсивный период, за который ребенок успевает овладеть речевыми, двигательными и интеллектуальными навыками. В это же время складываются его взаимоотношения с внешним миром. В раннем возрасте закладываются основы будущего развития ребенка в эмоциональном и личностном плане.

Роль взрослого и его участие в развитии ребенка в раннем возрасте чрезвычайно важна. Он должен правильно рассчитать объем воспринимаемой информации и возможности движения от простого к сложному. Работа должна вестись поэтапно, не стоит бояться негативных эпизодов, которые будут следовать за вполне удачными. Гораздо важнее реакция самого взрослого, его готовность использовать все имеющиеся средства для коррекции аутизма.

Применение коррекционных программ может проводится как на дому, так и в специальных дошкольных учреждениях, число которых постепенно растет. В зависимости от возраста ребенка отличаются и цели, которые преследуют эти программы. Детям младшего возраста помогают войти в среду своих сверстников. Как правило создаются небольшие группы из 3-4 детей, с которыми работают психологи и психотерапевты, логопеды и дефектологи. Развивающие занятия ничем не отличаются от тех, которые осваивают дети в обычных дошкольных учреждениях. Прививаются навыки счета и чтения, развивается мелкая моторика и сенсорное восприятие. Практически дошкольников готовят к обучению в школе.

Несмотря на то, что школьники обучаются в специальных учебных заведениях по обычной программе, у занятий также имеются свои нюансы. Во-первых они непродолжительны по времени (20-25 минут), а перерывы между ними дети проводят в специальных игровых комнатах.

В семье применяется так называемая холдинг-терапия, которая основана на взаимоотношениях матери и ребенка. Помимо вербального контакта, когда мать пытается превратить свой монолог в диалог с ребенком, эта программа подразумевает развитие тактильного характера. Мать пытается приучить ребенка к прикосновениям, объятиям, пытается сфокусировать внимание на собственном поведении, выражении собственных эмоций.  

Имеется еще одно нововведение. Некоторые центры в России работают по программе со слабослышащими детьми. Нередко родители принимают невнимание ребенка к окружающим за дефект слухового восприятия. Оказалось, что методики, которые применяются для лечения слабослышащих детей, вполне подходят для коррекции аутизма. Конечно, надо признать, что в Америке проблемами в лечении аутизма занимаются плотно и давно — число специалистов в этой области, наличие специальных заведений и оснащенность их техникой «зашкаливает». И наши центры успешно перенимают заграничный опыт.