Часто родители, чтобы порадовать ребёнка, приглашают в гости его друзей. Обычно такие веселые компании собираются по поводу праздников — дня рождения, окончания детского сада, дня детей или просто так. Детская группа, когда там более 5-6 человек, уже может называться коллективом. Для того чтобы организовать ее среду, могут пригодиться игровые упражнения. Любой взрослый в этом случае легко справится с ролью ведущего, или ее можно передать одному из детей.
Игры для ребёнка старшего дошкольного или младшего школьного возраста играют большую роль в его жизни. Во-первых, это естественная детская среда, где каждый ребёнок может проявить себя. Во-вторых, в зависимости от цели игрового упражнения, они развивают умение общаться, не конфликтовать, помогают развивать симпатию друг к другу и чувство принадлежности к группе. Кроме того, совместные игры дарят много положительных эмоций, веселят, радуют и не дают скучать.
Если научить детей играть друг с другом, в них развивается самостоятельность и ответственность, а также воображение, которое помогает им самим придумывать игры. Как организовать детскую среду с помощью игровых упражнений, читайте в этой статье.
Упражнения для развития сплоченности детей
Бывает так, что дети часто ссорятся между собой или не испытывают чувства симпатии друг к другу. Это значит, что между ними отсутствует сплоченность. Она развивается в результате совместной деятельности, и когда детские интересы и увлечения во многом схожи. Если происходит совместная игра, ребята начинают испытывать положительные чувства симпатии и привязанности друг к другу. В результате развития групповой сплоченности появляются отношения любви и дружбы между детьми.
Упражнения на развитие этого группового качества, описанные здесь, представляют собой подвижные игры с психологическим уклоном. Кроме групповой сплоченности они помогают застенчивым детям привыкнуть к другим, слишком активным выразить энергию, стеснительным подружиться и влиться в коллектив. Они развивают чувство принадлежности к группе, что также полезно для детской психики.
«Дети и роли»
Для этой игры взрослому, который берет на себя роль ведущего, следует заранее заготовить карточки, на которых написаны слова: «снежинка», «великан», «гном», «железный человек», «резиновый мячик», «мыльный пузырь», «пылинка», «сиамские близнецы», «медведь». Игра заключается в следующем: ведущий начинает ее со словами «я умею ходить как…» и показывает карточку. Дети должны дружно начать двигаться в соответствии с тем, что на ней написано. Так, им удается примерить на себя разные роли — от «пушинки» до «медведя».
Это игровое упражнение снимает тревожность и повышает настроение.
«Стул любви»
Данная игра является более спокойной в отличие от предыдущей. Она заключается в следующем. На середину комнаты ставится стул. Он будет называться «стулом любви». Для большего антуража можно перед этим украсить его: например, обклеить лентой с сердечками или цветами. Выбирается ребёнок, который первый садится на этот стул. После чего все участники начинают всячески показывать ему свою любовь. Это могут быть комплименты, добрые слова, поглаживания, объятия, поцелуи. Важное правило: если дети, которые играют в эту игру, еще не успели как следует познакомиться друг с другом, то, прежде чем выражать им свою любовь тактильно, нужно спросить разрешения: «можно тебя обнять, поцеловать?» и так далее. Это важно, чтобы не нарушалось личное пространство ребёнка. На «стуле любви» должен посидеть каждый участник.
Игра, развивающая доверие между детьми
Это игра развивает доверие к другим детям. Важное правило: она обязательно должна проводиться под руководством взрослых. Также, если кто-то из детей не хочет участвовать в главной роли, не стоит уговаривать или заставлять его. Игра показывает способность каждого ребёнка подпускать окружающих к себе на максимально близкое расстояние, далеко не все дети захотят это делать.
«Восковая палочка»
Выбирается один желающий из группы, который будет «восковой палочкой». Перед этим важно объяснить, что она собой представляет. Восковая палочка — это палочка из воска. Воск — материал, из которого делают свечи. Дети представляют себе свечку. Какая она? — гибкая, не ломается. Каждый ребёнок может попробовать побыть такой «палочкой». Для этого он становится в круг остальных участников, закрывает глаза, крепко «прирастает» ногами к полу и, не сгибая коленей, клонится в разные стороны прямо в протянутые руки остальных детей. «Восковую палочку» нужно бережно подхватывать, не толкать, можно мягко «передавать» друг другу. Каждый участник должен побыть в этой роли.
Развитие навыков общения у ребёнка
Частые конфликты бывают, когда дети не умеют строить диалог. В этом им могут помочь игры, направленные на развитие навыков общения.
«Ребёнок-король»
Это игра подходит для детей, начиная с 7-8 лет. Выбирается один из участников, который хочет быть королем. Он садится на трон и начинает «править». Для этого ему нужно давать указания своим «подданным». Они могут быть примерно такими: попрыгай на одной ножке 10 раз, спой песню, расскажи стихотворение о зиме, спрячься, чтобы тебя было сложно найти, скажи каждому из детей по комплименту и так далее. Указания желательно придумать заранее и написать на карточках. За хорошо выполненное задание «король» награждает «подданных» конфетами.
Важное правило: подданные могут отказаться от выполнения задания, однако, они должны объяснить свой отказ. Например: «я не хочу это делать, потому что у меня нет настроения (не умею, боюсь, стесняюсь, слишком сложно и так далее)». Все варианты отказа важно обсудить заранее. «Король» решает, является ли причина для отказа уважительной и выносит свое решение. Если он настаивает на выполнении задания, а «подданный» не хочет уступать, то он может предложить сделать для «короля» что-то другое. «Король» думает. В конце они с подданным должны договориться. Так дети учатся взаимодействовать, отстаивать свои права, убеждать, спорить, защищать себя. «Королем» должен побыть каждый участник и правила игры — про отказы и альтернативные решения — нужно озвучить заранее.
«Комплименты»
Это игра проводится в кругу. Для ее выполнения понадобится мяч. Участники сидят или стоят, и передают мяч друг другу, говоря при этом комплимент соседу. Важное правило: комплимент нужно обосновать. Например: «Настя, у тебя очень красивые глаза! Потому что они напоминают цвет моря», «Валя, у тебя красивое платье! Потому что оно мне нравится, я тоже о таком мечтаю» и так далее. Каждый ребёнок должен сказать и получить комплимент.
Такие игры помогут не только сделать досуг детей веселым и незабываемым, но также позволят каждому из них стать более уверенным в себе и научиться строить общение.