25.10.2017 2058

Тренируем внимание ребенка

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Внимание ребенка необходимо развивать с самого раннего возраста. К сожалению, многие родители задумываются об этом слишком поздно, когда приходит школьная пора. Если малышу не прививать эти важные навыки заблаговременно, научиться концентрироваться в школе ему будет сложно, что в свою очередь не лучшим образом скажется на его успеваемости в первые годы обучения. Не стоит медлить! Начинайте выполнять серию специальных игровых упражнений заранее и обеспечьте своему крохе счастливое будущее, полное увлекательных событий и новой, полезной информации, а не горьких вечеров перед непонятыми книгами.

Организация домашних занятий для детей: что важно учитывать родителям?

Выберите подходящее время для первого урока. Ребенок не должен быть занят игрушками или какими-то другими своими делами. Подождите, пока он освободится, и доступно, пошагово объясните, что от него требуется.

При организации обучающего процесса необходимо учитывать следующее:

  • Занятия должны проводиться регулярно, несколько раз в неделю.
  • Во время тренировок обстановка в доме должна быть комфортной, чтобы ребенок получал от выполнения упражнений только удовольствие.
  • Важно параллельно развивать память и речь малыша, а потому следует чаще устраивать совместное чтение книг. Помните, что все психические функции плотно связаны между собой.
  • Необходимо начинать с малого, постепенно увеличивая нагрузку.
  • Нельзя критиковать или ругать кроху, если у него что-то не получается. Не забывайте, что занятия проводятся в игровой форме! Больше улыбайтесь и всегда будьте доброжелательны.

Следите за тем, чтобы ребенок не проводил много времени перед телевизором или монитором компьютера. Веб-серфинг, видеоигры и даже просмотр познавательных мультфильмов способствуют расфокусировке внимания.

Игры на развитие внимания: «Запрещенная буква»

Игры на развитие внимания: «Запрещенная буква»

В начале игры выбирается ведущий, который озвучивает одну «запрещенную» букву (по своему усмотрению). Малышу или нескольким детям (если присутствуют другие участники) поочередно задается какой-нибудь простой вопрос, например:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Какая игрушка у тебя любимая?
  • Какой торт ты любишь больше всего?

Ребенок должен отвечать сразу же, практически без раздумий, но при этом избегать произношения «запрещенной» буквы. К примеру, перед началом игры ведущий выбрал букву «О» и задал вопрос «Как тебя зовут?» девочке по имени Оля. Выходит, что в рамках игры ответить на вопрос прямо малышке нельзя. Ей придется юлить или отшучиваться: «Не знаю», «Мама называет меня феей!» и т. п. Далее ведущий переходит на другого игрока или задает ребенку следующий вопрос, если участник только один.

Если участвует несколько детей, можно добавить в игру такое условие: тот, кто ошибся при ответе и произнес «запрещенную» букву, становится новым ведущим и продолжает опрос.

Важно соблюдать быстрый ритм игры. Это хорошо тренирует внимательность и концентрацию.

Малыш и его внимание: игра «Наблюдатель»

В нее может играть даже трехлетний малыш. Она проста и понятна. Попросите ребенка найти в комнате ряд предметов, которые обладают одинаковыми качествами. У них может быть общий цвет (желтый синий, зеленый и т. д.), размер или материал, из которого они сделаны (металл, пластмасса, дерево). Играть можно и в доме, и на прогулке, и в любом незнакомом помещении.

Полезное развлечение для ребенка и его друзей: «Спрятанные слова»

Интереснее всего играть в «Спрятанные слова» с группами из 3-5 детей. Выберите первого участника. Пусть он выйдет из комнаты или закроет уши. Загадайте оставшимся малышам известную фразу или пословицу, к примеру: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Каждый берет себе по одному ключевому слову: «труд», «ловля», «рыбка», «пруд». Участник возвращается в комнату, а другие игроки объясняют, что они загадали известную пословицу, и ее нужно собрать по частям, отвечая на вопросы и угадывая основные слова. Первый загадавший слово ребенок придумывает и задает отгадывающему участнику наводящий вопрос и добивается от него ответа, в котором присутствует ключ к разгадке. Далее вопрос задает второй игрок, потом третий и т. д.

Упрощенный пример:

  • Первый вопрошающий: «Что делает бабушка в огороде?». Ответ: «Занимается грядками, трудится».
  • Второй вопрошающий: «Если бы у тебя был сачок, то для чего бы ты его использовал летом?». Ответ: «Для ловли бабочек».
  • Третий вопрошающий: «Как называется сказка, в которой старик приходил к синему морю для исполнения желаний?». Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Четвертый вопрошающий: «Как называется небольшой водоем с красивыми кувшинками и камнями в парке, куда мы недавно ходили?». Ответ: «Пруд».

Запоминая свои ответы и внимательно анализируя их, ребенок должен понять, какая поговорка имеется в виду. Вопросы могут быть любые и придумываются на ходу. Дети обожают эту игру, несмотря на мнимую сложность. Выдумывать, хитрить и угадывать — всегда интересно!

«Корректурная проба»

Это упражнение имеет смысл проводить с ребенком 6-8 лет. Заранее заготавливается большой лист с напечатанными буквами. Это может