Дошкольное развитие ребёнка — важный этап становления личности. В возрасте до 5 лет закладываются все основные знания об окружающей действительности, развиваются предпочтения и наиболее быстро усваивается информация. Для родителей крайне важно не упустить момент и своевременно помочь ребёнку развить свой интеллект.
Понятие интеллектуального развития ребёнка
Представители психологии и педагогики не могут сойтись во мнении, что подразумевает под собой понятие интеллектуального развития ребёнка: совокупность накопленных знаний и навыков или умение сориентироваться в ситуации и принять верное решение. Независимо от определения, детский интеллект нуждается в совершенствовании, он пластичен и его становление можно ускорить. Для этого существуют программы развития ребёнка, включающие в себя разнообразные игры, решение задач, головоломок, занятия с различными материалами.
Развитие детей дошкольного возраста и учеников младших классов на протяжении всего периода претерпевает ряд изменений, проходя следующие стадии:
- С рождения до 1,5 лет у ребёнка проявляется лишь эмоциональная модель. Она характеризуется усвоением информации через эмоциональные образы и формирует все дальнейшее поведение ребёнка. В этом возрасте важно сохранять спокойную и дружелюбную домашнюю атмосферу, положительно влияющую на малыша.
- С полутора лет и до 5 у детей работает логическая модель усвоения информации. Формируются основы для способности усваивать музыкальные тона и художественные образы, развиваются логические навыки мышления. На развитие ребёнка сильное влияние оказывают интеллектуальные игры: пазлы, конструкторы, логические задачи. Это ответственный период для родителей, когда необходимо заложить основные навыки мышления как можно в большем объёме.
- С 4-5 лет в работу включается речевая модель развития, когда ребёнок начинает запоминать информацию, проговариваемую вслух. Практика доказывает, что дошкольник учит иностранные языки гораздо быстрее, нежели взрослые, поэтому родителям необходимо воспользоваться этим временем, чтобы по максимуму употребить преимущества детского восприятия. В этот период полезными занятиями будут чтение книг, заучивание стихов, разговоры на тему познания окружающего мира. Родители должны поддерживать постоянный контакт с ребёнком, давать или вместе находить ответы на задаваемые им вопросы.
Участие родителей в развитии детей дошкольного возраста не должно ограничиваться лишь сопровождением на кружки и секции. Благоприятный период для формирования одаренной личности закончится очень быстро, поэтому родители должны стать первым и основным источником информации для своего малыша, не перекладывая эту роль на воспитателей и педагогов.
Способы логичного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Программа развития ребёнка предполагает совместную работу родителей и ребёнка. Занятия проходить должны регулярно, но без принуждения. Игры подбираются в зависимости от настроения малыша.
Для развития ребёнка необходимо поощрять его исследовательскую деятельность. Нередки ситуации, когда родители постоянно одергивают любопытного малыша, пытающегося разобрать ту или иную вещь, рассмотреть подробнее объект вдалеке или схватить интересный предмет с земли. При подобном поведении естественное любопытство и исследовательский запал быстро сходят на нет, и ребёнок утрачивает интерес к обучению. Но, в тоже время, малышу необходимо прививать нормы взаимодействия с другими людьми, и четко разграничить, что нельзя хватать чужое без предварительного разрешения.
Совместное творчество родителей и ребёнка прививает интерес к занятиям и определенной области знаний. Занятия могут быть абсолютно разными: чтение развивающей книги, просмотр фильма о природе или морских обитателях, посещение музея или детской выставки. Главное, чтобы оно было интересно и родителям, и детям.
Технологии не смогли заменить пользу книг в развитии ребёнка. Чтение — по-прежнему основополагающее занятие в интеллектуальном совершенствовании. На первоначальных этапах чтение может быть механическим, оттачивающим навык. Со временем придет осознание смысла и понимание прочитанного сюжета. Нельзя заставлять ребёнка читать насильно — дети должны заниматься с удовольствием. Это правило относится не только к чтению. Очень важно уделить внимание выбору сада и школы, и работающим там воспитателям и преподавателям. Механическая подача знаний, свойственная многим учителям, убивает тягу к знаниям в ребёнке. Если полностью избегать таких ситуаций не удается, нужно компенсировать недополученные знания дома, пробуждая интерес у малыша самостоятельно.
Важным моментом является подача собственного примера. Если постоянное занятие родителей — просмотр сериалов или бессмысленный серфинг по просторам сети, то не стоит ждать, что ребёнок внезапно воспылает страстью к походам в музеи или выставкам. Скорее, недостаток внимания приведет к неуправляемому поведению и частым истерикам в попытке получить внимание от взрослых. Развитие детей дошкольного возраста должно происходить на личном примере и в совместных занятиях.
Тесты и программы развитие ребёнка
Для родителей, задумывающихся о развитии своего малыша, предусмотрены специальные тесты, определяющие его уровень.
Примеры тестов, определяющих развитие детей дошкольного возраста:
- Вырезание фигурок из бумаги. Наглядно показывает способность ребёнка на практические действия. Задачей теста является наиболее точное и правильное вырезание бумажных форм.
- Найти недостающий элемент. Перед ребёнком в ряд раскладывают несколько рисунков с предметами, на которых не хватает какого-либо элемента. Вторым рядом раскладывают рисунки с недостающими элементами. Задача: как можно быстрее правильно совместить их.
- Определение лишнего. Малышу показывают группы предметов, объединенных общим смыслом. Один из них при этом выбивается из логической цепочки. Задача малыша: найти лишний элемент.
Для детей младшего школьного возраста также имеются свои тесты. Один из вариантов предполагает использование кубика Рубика, включающего несколько упражнений, которые требуется выполнить за одну минуту. Еще одна программа развития ребёнка, определяющая уровень интеллекта малыша, имеет название «матрица Раввина». Она предполагает умение находить закономерности и логические связи между элементами, расположенными на матрице.
Использование подобных программ предполагает выявление навыков и умений ребёнка, но следует помнить, что любой тест универсален. Выявить все склонности и предпочтения детей помогут совместные занятия и наблюдение за ними в процессе игр.