Даже если ребёнок вас слушает, то не факт, что он слышит. Хотя психологи утверждают, что родители склонны недостаточно общаться с детьми, сами дети могут поспорить: напоминаний и уговоров им обычно достается столько, что выход – начинать «фильтровать» родительский голос. Понятно, что разговоры по мнению психологов и указания «надень шапку» или «вынеси мусор» – совершенно разные вещи. Но проблемы шапок, мусора и уроков тоже надо решать. Как, если этот тинейджер не реагирует на тон и уверенно сообщает, что он ничего такого не слышал?
У ученых есть ответ. Они не поленились и провели несколько исследований о том, какой тон голоса подростки слышат лучше всего. Он совершенно не зависит от тембра или громкости! MedAboutMe рассказывает, как разговаривать с подростками, чтобы они вас услышали. Спойлер: со взрослыми людьми это тоже работает.
С грудничками на тон голоса взрослых влияют инстинкты
Представьте, что вы ласково разговариваете с малышом. В 99% из 100 ваш голос сам станет выше, а гласные буквы окажутся протяжными. «Какоое сооолнышко за окоошком. Пойдем же скорее гуляять!»
Это не кривляние или избыточное нежничанье. Такие изменения – следствие интуитивного понимания, как надо обращаться с маленькими детьми. Протяжные гласные помогают им лучше усваивать речь и быстрее начинать разговаривать, замедленное произношение преследует те же цели. Все – ради раннего развития. Ну а высокий тон малыши слышат лучше и не опасаются так, как низкого голоса – это уже влияние врожденного инстинкта, требующего быть ближе к матери.
Забавно, но этот же инстинкт заставляет нас «сюсюкать» при обращении к прочим детенышам и мелким млекопитающим. Но протяжные гласные в таком общении исчезают: те же инстинкты подсказывают, что как кошку ни учи, говорить она не начнет.
Подросшие дети и родительский голос
Когда ребёнок уже уверенно освоил речь, интонации взрослых изменяются: в грамматическом обучении больше нет нужды. Но у детей появляются яркие эмоциональные реакции на тон голоса взрослого. Причем реакции сохраняются даже у взрослых людей, но их, в отличие от подростков в пубертате, намного реже приходится принуждать надевать шапку или делать домашнее задание. Как это все работает?
В исследовании специалистов из университета Кардиффа участвовало более тысячи подростков 14-15 лет, почти поровну мальчиков и девочек. Специально для них были записаны 30 фраз, например, «Пора собираться в школу», «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» и т. д.
Так как исследование первое, использовались только женские, «материнские» голоса посланий. Ученые уверены, что с отцами все будет работать точно также.
Все фразы были записаны с разными интонациями.
- Первая – командно-контролирующая, доносящая смысл фраз с нажимом. «Тебе сегодня надо прочесть эту книгу» при таком произношении звучит, как «Иди уже наконец сядь и читай! Хочешь-не хочешь, сегодня будешь читать». Это подталкивание и принуждение к действию.
- Вторая интонация – нейтральная. «Пора собираться в школу» звучит с ней примерно также, как голосовое напоминание.
- Третья – автономно-поддерживающая. Такие интонации мы используем для поощрения и поддержки: «Слушай, тебе сегодня действительно стоит прочесть эту книгу».
Важно: слова во фразах-инструкциях были неизменными, менялся только тон голоса, интонационная составляющая.
После того, как подростки прослушали сообщения, они заполняли опросы о том, что они чувствовали бы, если бы мама с ними говорила конкретным тоном. 350 человек слушали все в контролирующем варианте, 350 – в нейтральном сообщении, и 350 – в поддерживающих интонациях.
- Те, кто слышал контролирующий тон голоса, выражали более негативную реакцию на инструкции. Идти собираться в школу или читать книгу мало кто хотел с энтузиазмом. К концу прослушивания часть инструкций терялась, срабатывал «фильтр» на команды.
- При нейтральном тоне тоже были негативные реакции, хотя несколько реже.
- Как специалисты и предполагали, лучше всего подростки воспринимали тон поддерживающий. Исследование помогло доказать, что наши субъективные догадки действительно работают, причем со всеми подростками, а не с конкретной парой детей.
Авторы исследования пришли к выводу, что их результаты «свидетельствуют о том, что способ модуляции голоса говорящих при интонировании одних и тех же вербальных сообщений влияет на эмоциональные, реляционные и поведенческие реакции подростков.»
В планах – изучение физических реакций. В следующий раз ученые собираются замерять изменение частоты дыхания и сердцебиения в зависимости от интонаций голоса взрослого. И, скорее всего, опять окажутся правы: команды и указания будут вызывать стрессовые явления, поддающиеся измерению.
Как говорить, чтобы слушали и слушались?
Это же исследование независимо от ученых Университета Кардиффа проводили на студентах, слушающих лекции, и на взрослых. Им тоже давали прослушивать тексты и инструкции в разных тонах. Результат один – если использовать поощряющий тон, человек вас услышит (учителям и менеджерам стоит взять это на заметку!).
Но есть и иные техники говорения с детьми. Например, известные уже каждому родителю «Я-сообщения». В них нам предлагают выражать детям отношение к ситуации или сказанному через вербализацию своих ощущений. Не «Ты меня с ума сведешь своими двойками», а «Меня расстраивает эта ситуация».
Хотя эта техника довольно научна и не раз подтверждена, но многие не считают ее работающей. Почему так происходит?
Русский язык невероятно богат: мы можем перестановкой пары букв выражать совершенно противоположные смыслы. Сравните только: «Да ну!» и «Ну да». В первом случае реакция может выражать недоверие, пренебрежение, во втором – условное согласие или, опять же, недоверие и скептицизм. Еще интереснее, если все это дополняется интонациями.
Так вот в «я-сообщениях» стоит довольно четко придерживаться схемы фраз. Это помогает подростку услышать именно то, что нужно, без дополнительных смысловых конструкций. А родителю – учиться аккуратно выдавать реакцию и доносить свои мысли по одной, без нагромождения эмоций.
Специалисты по коммуникативной семантике условно называют такой вид речи «рабочим метаязыком».
Подведем итоги: после того, как дети подрастают, наши инстинкты перестают подсказывать, как надо правильно общаться. На помощь приходит многовековой опыт и современные исследования. Их результаты прекрасно иллюстрируют, насколько мощным инструментом может быть наш голос, и что выбор правильного тона общения имеет решающее значение во всех разговорах. И такими данными стоит воспользоваться: если они сработали с тысячей подростков, то могут помочь и в отдельной семье.