24.01.2020 328

Как вырастить Эйнштейна: какое раннее развитие действительно нужно ребенку?

Раннее развитие стало модным трендом. Большинство считает так: окружающий наш мир меняется очень быстро, следовательно, надо малышу дать как можно быстрее все знания, чтобы он «шагал в ногу», не отставал от остальных. Чтение и математика с пеленок, «после трех уже поздно» и прочие методики только усиливают ощущение, что мы можем опоздать. А еще дают ложную уверенность: чем раньше родители начнут все развивать, тем меньше границ возможного будет у ребенка. Где правда, а где мифы и маркетинговые истории, разбираемся на MedAboutMe. Начнем с минусов.

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Минусы раннего развития: чем оно вредит

Большинство родителей в первую очередь вспомнят о финансовых затратах: модные «развивалки» недешевы, они требуют денег, времени, сил. Но этот минус не основной: в конце концов, известная семья Никитиных вырабатывала свою методику развития вдали от цивилизации, в деревне, без клубов и курсов. Так что при большом желании все можно организовать более чем бюджетно.

  • Первый и самый основной минус: все становится измеримо. Цель – достижение результата, и становится непросто сравнивать своего малыша и других. Если у соседей кроха в полтора года рассуждает о видах доисторических животных, а к трем сам читает детскую энциклопедию, сложно устоять перед попытками найти такой же (или еще более интересный) талант в своем отпрыске. А лучше не один. Пусть выучит несколько языков, высшую математику, а там и Нобелевская премия не за горами.

Нейропсихологи и нейробиологи отлично знают, что избыточная активность одной части мозга (как в примере с доисторическими животными) пагубно влияет на другие. И чаще всего – на процессы саморегуляции и общения . А это основные навыки, которым надо дать развиться в детстве.

И одностороннее, и многостороннее дополнительное развитие, если оно избыточно, мешает. Занятия, кружки не оставляют шанса прожить то самое счастливое детство с играми, дружбой, ощущением счастливой беспечности, которое должно подпитывать человека в течение всей жизни.

  • Второй минус – мало времени. Спонтанная игра – самое важное занятие в раннем детстве. «Глупые игры» в виде залезания и слезания с кресла, пряток за занавесками, попыток построить башенку из кубиков и тут же бросить ради куклы в грузовике – это все естественное развитие ребенка, и именно у него нет границ.
  • Еще один минус: за попытками начать обучать ребенка различным навыкам, не соответствующим возрасту, несложно «потерять» самого малыша. Его личные таланты и увлечения раскрываются не сразу. Чтобы исправить этот момент, надо наблюдать за ребенком, стараться понять, к чему он тянется, общаться с друзьями, родственниками, педагогами – благодаря свежему взгляду можно узнать немало интересного о собственном малыше и понять, в какую сторону действительно стоит направить развитие, оценить природный потенциал и перестать затормаживать интересы.
  • Несвоевременность – основной момент, за который критикуют методики раннего развития специалисты. У каждого возраста есть определенное «окно», зона ближайшего развития, в которой стоит только немного «подтолкнуть» активность, и все произойдет само.

Опытные родители знают: есть период, когда приучить к горшку детей становится очень легко, надо только показать пару примеров. Если приучать раньше, то количество сил и нервов окажется несоизмеримо с результатом.

Также происходит с математикой, чтением и прочими занятиями: можно потратить годы и добиться того же успеха, что и за месяц, если мозг ребенка «дозрел» до понимания значения символов и арифметических действий.

Если предлагать малышу занятия на опережение развития, легко пропустить получение нужных навыков по возрасту. И тогда ребенка, который начал учить буквы и арифметику с года, в младшей школе придется водить к нейропсихологам, чтобы восполнить пропущенные навыки освоения пространства и тела. Не стоит идти против природы.

Бонусы раннего развития: что показывают исследования

Минусы вполне очевидны, а что с плюсами? К счастью для современных молодых родителей, методики раннего развития уже не так новы, как 20 лет назад, и есть результаты исследований. Ученые уже знают, как влияет раннее развитие в перспективе.

Джон Процко, психолог Калифорнийского университета, исследовал две группы детей. Одна занималась по методикам раннего развития в возрасте до 3-х лет, а потом прекратила, дети из второй не занимались ничем особенным.

Малыши из первой группы отличались вначале более высокими интеллектуальными результатами, а вот к возрасту в 5 лет их коэффициент интеллекта снизился.

«Эффект затухания», так назвал Процко этот феномен. Однако интерпретировал этот эффект психолог совсем не явным образом. Он считает, что занятия имеют смысл, а снижение IQ происходило из-за прекращения тренировок: интеллект у детей приспосабливался к пониженным требованиям в отсутствие занятий. Его вывод: если уж вы начали рано развивать ребенка, придется заниматься этим все время.

Этот же факт подтвердили и американские ученые, которые в течение года отслеживали успехи малышей от 1,5 до 19 месяцев. Они находились в яслях-центрах раннего развития под присмотром профессиональных педагогов. К концу эксперимента оценивались навыки игры, общения, эмоциональные показатели в сравнении с детьми из обычных ясельных групп. Исследователи считают, что именно такие навыки позволят детям лучше учиться в будущем. И, конечно, в центрах раннего развития показатели были выше.

Использованные источники