Каждый родитель желает успехов своему ребёнку во всем. Небольшие, но значимые достижения появляются в самом раннем возрасте. Мамы и папы с гордостью рассказывают друзьям, как их малыш рано пошел, привык к горшку, начал разговаривать, выучил стих или освоился в детском саду. Обсуждая эти темы, родители немного соревнуются друг с другом. Каждая маленькая победа дочери или сына радует как своя собственная. В период школы один из главных поводов для гордости или переживаний — это успеваемость. Какое бы ни было отношение матери или отца к детским оценкам, важно, чтобы сам ребёнок получал удовлетворение от процесса обучения. Для этого нужна правильная мотивация.
Как заложить в ребёнке любовь к учебе с раннего детства?
Первую мотивацию для получения и усвоения новых знаний девочки и мальчики получают еще в раннем детстве. Многие родители сознательно выражают восторг и бурно радуются, когда малыш правильно называет цвет мяча. А также считает камушки на пляже и рисует на бумаге первый в своей жизни треугольник. Для маленьких детей похвала и радость в глаза в родителей — главный стимул чтобы стараться и учиться.
Даже в первый год жизни, когда малыш еще не умеет разговаривать, он отлично считывает эмоции взрослых людей. Кроме того, в этот период происходит резкий скачок в развитии ребёнка. Родители радуются тому, как дочь или сын надевает кольца на пирамиду, вкладывает треугольник в нужное отверстие в развивающей игрушке, имитирует звуки животных. Тем самым, они подогревают заложенный от природы интерес к познанию.
В дошкольном возрасте новые знания также быстро и легко усваиваются детьми, если с ними заниматься и проводить время. Чтение книг, разучивание песен, всевозможные игры воспринимаются детьми как развлечение и в то же время способствуют развитию. Детство — это то время, когда все новое вызывает отклик в душе и сознании ребёнка. И чем больше взрослые вкладывают в детей, тем больше получат в дальнейшем.
Нужно ли родителям делать уроки вместе с детьми?
С началом учебы в школе родители наравне с учителями приучают детей выполнять домашнее задание, стараться на уроках, соблюдать дисциплину. От того, насколько сильно мама или папа вмешивается в ученый процесс, зависит будущая успеваемость и самостоятельность сына или дочери.
Некоторые родители стараются участвовать во всем на протяжении 10 лет школы. Проверять дневник и домашнее задание, собирать вместе рюкзак, готовиться к контрольным работам. Такая позиция опасна тем, что ребёнок не ощущает должной мотивации к самостоятельной деятельности и проявлению активности.
Первый год важно участие и помощь родителей, но уже со второго класса можно давать школьнику больше свободы. Он может сам складывать учебники и тетради в портфель, выполнять домашнее задание. Можно написать подсказки на стикерах, расклеенных возле стола. Первое время можно будет ими пользоваться.
В случае возникновения проблем с домашней работой, родители всегда могут помочь их решить. Но не обязательно проверять уроки каждый раз. Даже если ребёнок получит за них неудовлетворительную оценку, для него это послужит полезным опытом. Разобрав ошибки, он научится понимать, с чем справляется сам, а когда требуется помощь мамы или папы.
Родительский контроль в старших классах может выражаться в интересе о происходящих в школе событиях, об отношениях с одноклассниками и общей успеваемости. От оценок в школе зависит дальнейшее обучение, поэтому отслеживать этот вопрос и вовремя устранять пробелы, помогать ребёнку, стоит. Но учеба — это, прежде всего, его сфера ответственности.
Мотивация для хорошей учебы
Мотивация для ребёнка получать новые знания и навыки в дошкольном периоде — это одобрение и похвала родителей. Природная детская любознательность подталкивает малышей исследовать мир, познавать свойства предметов, подражать взрослым. Чтобы облегчить привыкание дочери или сына к школе, некоторые мамы и папы учат их письму и чтению еще до первого класса. Мотивацией здесь может выступить желание стать первым в классе, лучшим учеником, удивить преподавателя. Иногда преследуется менее амбициозная цель — научиться самому читать любимые книги или написать письмо Деду Морозу.
Для школьников родители придумывают самые разные поощрения. Некоторые покупают детям сладости и игрушки за пятерки. Стимулируя ребёнка не откладывать выполнение домашнего задания на вечер, отводят его в кино или кафе, как только уроки сделаны. Или посвящают вечер настольным играм всей семьей. Все эти стимулы относятся к категории поощрений.
Во многих семьях прибегают и к наказаниям за двойки и плохое поведение в школе: лишают телефона, сладостей или прогулок. На тему уместности наказаний или, например, денежных поощрений по результатам успеваемости ведется много споров. Все эти вопросы индивидуальны. Главное сохранять близкие отношения с ребёнком, понимать друг друга и уметь договариваться.
Учеба — это больше, чем оценки и аттестат
Даже из самых лучших побуждений родители иногда формируют у ребёнка не совсем правильное представление об учебе. Все время делая акцент на оценках, мамы и папа не доносят до сына или дочери значение получения новых знаний. Умение учиться, самосовершенствоваться может пригодиться в будущем. Расширяя кругозор, читая книги, осваивая новые профессии, человек проживает насыщенную и интересную жизнь.
Десять лет в школе — это не наказание, которое нужно перетерпеть и забыть. Это лишь получение базы знаний и умений для последующей учебы. А тройка по физике или математике может говорить о творческом складе ума, о том, что ребёнок полночи рисовал картину и не успел решить задачи. Или у него просто не складываются отношения с учителем.
Разговаривая с ребёнком, оценивая его способности и желания, можно прийти к золотой середине, не требуя от него невозможного. Нередко бывшим отличникам труднее найти себя в жизни, чем троечникам. Это происходит из-за усредненного отношения ко всем предметам и нацеленности на результат (оценку), а не удовлетворение от процесса получения знаний.