Навык самостоятельного использования столовых приборов — самый первый из всех навыков самообслуживания, который познает малыш. Первое знакомство ребёнка с ложкой происходит в 4-5 мес. — когда в рацион питания вводится прикорм в виде каш и овощных пюре. Но сейчас малыш, даже если у него и получается правильно держать ложку, самостоятельно съесть обед, конечно, не сможет. Родителям предстоит запастись терпением — процесс обучения есть самостоятельно может затянуться надолго. Этот навык, простейший для взрослых, для крохи очень сложный. Какие рекомендации помогут подружить маленького ребёнка с ложкой и вилкой?
А готов ли малыш есть ложкой?
Процесс обучения начинайте, только когда ребёнок к этому готов.
Тут все очень индивидуально. Кто-то из детей уже в 4 мес. тянется за маминой рукой с ложкой, пытаясь овладеть столь интересным предметом. А кто-то и к полутора годам «ленится» есть самостоятельно. Не упустите момент, вовремя начав прививать малышу навыки самообслуживания. Специалисты считают, что ребёнку проще дастся процесс обучения с 9-10 мес. Тогда уже через полгода он будет более или менее умело обращаться со столовыми приборами.
Кроха тянет пальцы к еде в тарелке, пытается выхватить у мамы ложку? Скорее всего, он уже готов к тому, чтобы пытаться есть самостоятельно. Не упустите момент.
Первые столовые приборы для детей
Те ложки и вилки, которые используют взрослые, для маленьких детей пока не подойдут. У ребёнка режутся зубки, и металлические столовые приборы могут повредить десны. Пусть у малыша будет свой набор для приема пищи — так ему будет интереснее познавать азы взрослых навыков.
Первая ложка для крохи — неглубокая, небольшого размера, с прорезиненной ручкой. Наиболее удобны столовые приборы на силиконовой основе. Вилка обязательно должна быть с закругленными зубцами, чтобы кроха не поранился.
В дополнение к ложке не помешают небьющаеся тарелка (плоская, глубокая) и кружка. Очень удобна тарелка с присосками — такая точно не упадет на пол. Что касается кружки, то присмотритесь к непроливайкам с двумя ручками.
Ложка — это не игрушка
Даже в 4-5 мес., когда малыш еще не в состоянии даже ложку правильно держать, можно во время кормлений давать ему столовый прибор в руку. Важно, чтобы ребёнок уже сейчас начал осознавать причинно-следственную связь — ложка должна ассоциироваться с едой. Это начало для дальнейшего обучения.
Но вот давать ложку крохе в качестве игрушки не стоит! Прием пищи — это не развлечение. Тут велика вероятность того, что ребёнок потом, когда придет время самостоятельно есть за столом, станет воспринимать ложку как катапульту для еды.
Важен собственный пример
Дети даже в раннем возрасте стараются подражать взрослым. Поэтому очень важно на собственном примере показывать, что и как правильно делать. И это относится буквально ко всем бытовым навыкам, которые в процессе взросления будет познавать ребёнок.
Почаще обедайте вместе. Комментируйте свои действия — «это ложка», «сейчас я буду ею есть». Малыш, наблюдая над этими «сложными» манипуляциями, будет пытаться подражать, все лучше и лучше осваивая новый навык.
Начинайте с малого
Не торопите события и начните с малого.
Сначала важно научить малыша правильно держать ложку. Пусть, пока вы его кормите, он сначала просто держит ее в руке и привыкает к ней. Только потом дайте крохе попробовать захватить ложкой кашу из тарелки.
Подходящая еда
Обучение нужно начинать с еды «правильной» консистенции.
Ребёнку будет проще зачерпывать ложкой и подносить ко рту пюреобразную пищу. Суп он пока будет проливать, а кусочки еды останутся на полу. Учите кроху есть самостоятельно с каш или пюре, творожков, йогуртов.
И главное — предложенная ребёнку еда должна ему нравиться! Кроха не станет стараться, чтобы съесть что-то невкусное.
Полную тарелку с едой перед малышом лучше не ставьте. Скорее всего, уже через пару минут пища станет боевыми снарядами, которые можно кидать во все подряд.
Превратите обучение в игру
Элемент игры значительно облегчает процесс обучения. Придется сделать так, чтобы ребёнку было интересно познавать новые для себя навыки.
Можно купить малышу красочную тарелку — чтобы увидеть рисунок на донышке, ребёнок точно съест всю кашу. Пусть ребёнок покормит свои игрушки — полезно для тренировки координации движений. И совсем необязательно это делать на кухне с настоящей едой — устроить импровизированный обед можно в песочнице (в качестве ложки пусть будет лопатка, а кашей станет песок). Стишки, песенки — в этом деле могут пригодиться любые «секретные приемы».
Чередуйте столовые приборы
В идеале дети к 2-м годам должны хорошо владеть и ложкой, и вилкой. Значит, когда малыш уже более или менее «освоит» ложку, вручите ему вилку. Чтобы закрепить навыки, столовые приборы чередуйте. На обед предложите ребёнку съесть кашу ложкой, а вечером пусть попытается съесть котлету с помощью вилки.
Не принуждайте
Никаких принуждений! Когда ребёнок «не в духе», ничего объяснить и ничему научить вы его не сможете.
Малыш сегодня капризничает и выбрасывает со стола ложку? Лучше будет отложить процесс обучения до завтра, а пока покормите его сами.
Будьте последовательны
Если решение обучать ребёнка есть самостоятельно принято, действуйте последовательно и не отходите от плана. Ничего не выйдет, если мама пытается привить малышу навыки самообслуживания, а бабушка в это время продолжает кормить кроху с ложечки!
Раз уж процесс пошел, пусть за каждым приемом пищи малыш пытается есть сам.
Не торопите ребёнка
С первого раза у ребёнка, конечно, не получится в совершенстве овладеть новыми навыками. Скажем больше — не получится даже через месяц. Придется запастись терпением! Рано или поздно малыш освоит навык самостоятельного принятия пищи.
Понятно, что мама накормит кроху быстрее, а главное — чище. Но важно не психовать и действовать методично. Пусть малыш пытается есть сам — какая бы грязь потом ни была кругом. Не ругайте его за «ошибки» и не торопите — координация движений совсем не развита, ребёнку сложно дается «управление» ложкой. А вот хвалить за успехи нужно обязательно.