Современный мир не безопасен. Злоумышленники, пользуясь доверчивостью малыша, выдумывают тысячу предлогов увести — и, самое страшное, ребёнок в большинстве случаев с легкостью дает себя «заговорить». Перед современным родителем стоит ответственная задача: научить малыша или подростка распознавать потенциально опасную для него ситуацию и при этом не привить чрезмерный страх перед каждым новым человеком, повстречавшимся на пути.
Как разъяснить малышу, не колеблясь, уходить от разговора с незнакомцем — несмотря на приглашения к развлечениям и обещания подарков? Как защитить своего ребёнка от действительно опасного человека? MedAboutMe выяснил ответы на эти вопросы.
Правила поведения с незнакомыми людьми
Герберт Спенсер, известный английский философ и социолог, охарактеризовал цель воспитания как «образование существа, способного управлять собою, а не такого, какое могло бы только быть управляемо другими». Группа московских психологов провела социальный эксперимент: на детскую площадку или в парк приходил кто-то из специалистов и под разными благовидными предлогами заводил разговор с семи-восьмилетними детьми на предмет пройти «погулять». На удивление, только один мальчик сразу пресек попытку разговора и убежал. Остальные малыши (восемь ребят) либо беззаботно начинали расспрашивать, куда нужно идти, несколько добровольно вложили ладошку в руку незнакомому человеку.
Конечно, чаще городские дети бывают под присмотром родителей или бабушек, но круглосуточный надзор осуществить за младшим школьником сложно, пора воспитывать в малыше аналитику.
Специалисты утверждают, что уже в возрасте четырех лет малыш может для себя уяснить понятие «незнакомый человек». Объясните ребёнку на обычном примере: вот женщина в парке или мужчина в магазине, они не плохие люди для нас, но и не хорошие, — но мы их не знаем. За этим следует пояснение, что «знакомые» люди — это известные ребёнку тетя Наташа или сосед дядя Кирилл, им можно доверять и прислушиваться к их словам. Спросите ребёнка, насколько он вас понял: хорошо, если малыш отметит, «вот этой тете я доверяю и ни капельки не боюсь!»
Следующим шагом после введения в лексикон понятия «незнакомец» будет выделение среди них «хороших» незнакомцев. В частности, продавцы и охранники магазинов, полицейские — это чужие люди, но к ним можно обратиться в случае опасности. Ребёнок должен уяснить, что незнакомый, к которому малыш первый обращается за помощью, более безопасен, чем тот, кто подходит к ребёнку и назойливо что-то от него требует. Потренируйтесь с ребёнком, чтобы он узнавал работников магазина, чтобы знал, как выглядит униформа пожарного, полицейского, врача.
Далее, очень важным пунктом обучения ребёнка правилам социальной безопасности является установление дистанции: дети могут общаться с чужим человеком исключительно на заданном расстоянии — полтора, а лучше два метра. Предложите ребёнку отмерить это расстояние мелком на полу — удостоверьтесь, что ваш сын или дочка его запомнили.
Учимся твердо говорить «нет». Преступные лица являются неплохими психологами и манипуляторами. Они легко могут выделить среди детей на детской площадке тех, кто может попасть под влияние, и тех, кто не может противостоять приказам или просьбам взрослых. Ваш ребёнок должен четко уяснить — если ему не хочется куда-то идти с чужим дядей или тетей, хотя его и очень просят («потерялся щенок», «за углом раздают воздушные шарики/мороженое»), он может и должен четко и громко сказать «нет!» и тут же уйти.
Чему следует обучить маленького ребёнка
Наказы должны быть просты и понятны. Расскажите ребёнку, чем может грозить непослушание: правила, с которыми ассоциируется что-то страшное, запомнится крепче.
- Не садись в машину к незнакомому человеку. Никогда, ни под каким предлогом.
- Не бери за руку незнакомца, который первый подошел к тебе и настойчиво что-то тебе предлагает.
- Не бери у незнакомцев конфеты и другие сладости! То же относится к всевозможным игрушкам и украшениям (бусы, браслеты).
Ребёнок может спросить, «Мама, ты же меня учила, что нужно помогать другим людям?» Ответьте, что это касается людей, знакомых малышу.
Абстрактное «Не разговаривай с чужими людьми» — не подходит (хотя эта мысль должна внушаться на протяжении всего обучения). Гораздо лучше, если это будет свод маленьких правил в виде алгоритма, который поможет ребёнку последовательно и правильно вести себя с окружающими людьми.
Четыре шага по прерыванию разговора с незнакомым человеком
Поскольку, как мы понимаем, ребёнка все равно попытаются «заговорить» и усыпить бдительность, следует отработать следующие четыре шага. Проигрывайте со своим чадом этот алгоритм время от времени. Кто знает, может именно эта «игра» спасет вашему ребёнку жизнь или здоровье.
- «Оцени ситуацию».
Пусть ребёнок для себя удостоверится — передо мной стоит именно незнакомый человек; он может представляться знакомым или родственником родителей, но я его раньше не видел и не знаю. Значит, вести себя с ним нужно соответственно.
- «Соблюдай дистанцию».
Ту самую дистанцию в полтора метра, что с мамой рисовали на полу. Если незнакомец обратился с каким-то вопросом или же просьбой, пусть чадо следит за соблюдением безопасного расстояния — для того, чтобы иметь возможность следить за дальнейшими действиями и, в случае чего, не дать себя схватить и убежать.
- «Прерывай разговор».
Самая важная часть. Может быть, незнакомец действительно не знает, где располагается необходимая улица. Можно коротко ответить и указать направление. Но если чужак просит провести показать — самое время прервать разговор и четко проговорить «Нет, обратитесь к взрослому! Он укажет дорогу!» Ваш сын сколь угодно нежно может относиться к братьям вашим меньшим, но если на улице к нему подбегает человек и просит пойти отыскать заблудившуюся собаку, стоит произнести «Нет, извините, я никак не могу вам помочь. Меня ждет мама».
- «Уходи в безопасное людное место».
Иногда, даже после первого решительного «Нет», взрослый может продолжать заговаривать с ребёнком или следить за ним. Нужно уйти домой или зайти в школу, обратиться к знакомым соседям во дворе, в магазин — быть на виду и постараться связаться с мамой или папой.
Предложите ребёнку различные ситуации, спрашивайте его время от времени, чтобы он сделал, если… Напомните, что лучше всего с незнакомцами вовсе не разговаривать и не поддерживать беседу, отвечая кратко.
Наталья Попова, психолог, специалист по арт-терапии
Обеспечение комфорта и безопасности ребёнка — первостепенная задача каждого ответственного родителя. К сожалению, окружающий мир для ребёнка полон разнообразных опасностей, которые в силу детской непосредственности ему не всегда удастся избежать. Родители должны не только пристально следить за детьми, но и приучать их к правилам безопасного взаимодействия с окружающей средой и людьми. Одно из таких правил — с осторожностью относится к незнакомцам и никогда с ними не уходить. Как пошагово приучить к этому правилу ребёнка и какие еще детали стоит проработать?
К сожалению, вблизи нас и наших детей нередко оказываются люди, от которых может исходить опасность и недобрые намерения, и на это ни в коем случае нельзя закрывать глаза. Необходимо, чтобы ребёнок осознавал это так же ясно, как и взрослые. Задача родителей — время от времени разговаривать об этом с ребёнком и подробно объяснять ему, что делать можно и чего нельзя. При этом все запреты должны быть подкреплены определенными фактами. Ребёнок должен понимать четкую причину того, почему с незнакомцами нельзя никуда уходить, отдавать им свои вещи, брать у них что-то и так далее. Без осознания всей опасности таких действий, ребёнок таких запретов может не усвоить.
Необходимо подготовить ребёнка к встрече с недоброжелателями и рассказать ему о частых предлогах, под которыми такие людьми вступают в контакт с детьми. Сюда относятся в первую очередь попытки поманить ребёнка сладостями, игрушками, какими-то развлечениями, вроде прогулки в парк и так далее. Ребёнок должен понимать, что на все подобные предложения необходимо сразу же отвечать отказом и немедленно уходить, по возможности сразу идти к родителям.
Конечно же, ни один родитель не может не спускать глаз с ребёнка 24/7, в связи с этим необходимо научить ребёнка подробно рассказывать вам о каждом контакте с незнакомыми людьми, если они имели место быть в отсутствие родителей. Здесь очень важно, чтобы у вас с ребёнком были доверительные отношения, и он мог без страха рассказывать вам обо всем.
Также, обязательно предупредите ребёнка о том, что нельзя доверять каждому, кто представится знакомым или другом родителей, так как злоумышленники под этим предлогом часто уводят детей. Ребёнок должен понимать, что доверять можно только тем взрослым, с которыми вы познакомили его лично.
К счастью, в современном мире у всех, даже у многих детей дошкольного возраста, есть мобильные телефоны. Если у вашего ребёнка его нет, рекомендуется все-таки приобрести для него простейший телефон, не привлекательной для воров модели, чтобы у него всегда была возможность позвонить вам и спросить совета.
В ситуации, когда вы доверяете вашим знакомым привести или забрать ребёнка из школы или детского сада, обязательно предупреждайте его и воспитателей или учителей о том, кто именно сделает это за вас, чтобы ребёнок не ушел с незнакомцем.
Для крайнего случая, когда ребёнка пытаются увести насильно, научите его одному простому правилу: в таком случае он сразу должен привлечь к себе внимание окружающих, крича о том, что ему нужна помощь и его пытаются увести люди, которых он не знает.