Когда ребёнок должен произносить все звуки родной речи и что делать, если у него это не получается? К пяти годам речь должна содержать все звуки, причем не порой и только, например, в начале слова — ребёнку уже положено говорить «чисто», без проглатываний слогов и звуков и замещений их в сложных словах. Добиться этого не всегда легко. Рассказываем, какие домашние упражнения и игры помогут детям достичь чистого произношения сложных звуков и как родителям закреплять эти звуки.
Свистящие и шипящие: как научить ребёнка говорить с, з, ш, ч, щ?
Твердые и мягкие свистящие и шипящие звуки в норме дети произносят уже в 3-3,5 года. Основа произношения таких звуков — освоение плавного выдоха без надувания щек. Поэтому если малыш пока не умеет так делать, начинаем тренировать артикуляционный аппарат. Что делать?
Дуйте! Мыльные пузыри, соломинки, свечки, легкие теннисные шарики — ваши лучшие помощники. Показывайте ребёнку, как можно сделать сильную струю воздуха и волны в ванне, при этом придерживая щечки ладошками, чтобы они не надувались.
Когда малыш освоит это упражнение и сможет дуть плавно и сильно, он готов к освоению новых звуков. Начинаем всегда со звука с.
Учить произносить ребёнка звуки правильно должен взрослый без речевых нарушений — иначе малыш будет повторять ваше произношение и закреплять неправильное положение щек и языка во рту. Если такого взрослого нет, учите ребёнка по видеороликам или обратитесь к логопеду.
Как научить ребёнка говорить «с», «сь», «з», «зь», «ц»
Произнесите звук «с» и попросите повторить. Отслеживайте мимику ребёнка: ему надо широко улыбнуться, а язык должен остаться внутри и прятаться за нижними зубами.
Если ребёнок все хорошо повторил, сразу же переходите к слогам «со», «са», «су» и так далее, и затем к словам.
Самая частая проблема при научении звуку «с» у детей — это высовывание языка. В таком случае попросите ребёнка сказать долгое «ииии» и подскажите, что язычок теперь надо спрятать. Если прятать не выходит, попросите сжать зубки, чтобы языку было некуда высовываться, и начинайте отрабатывать звук «с». Это можно назвать «песенкой воды». Дополнительный момент: можно нарисовать большие буквы С в виде дорожек на листе, чтобы ребёнок водил по ним пальчиком во время произношения.
Если и это не помогает, постановка звука «с» проводится с механической помощью: можно прижать язычок книзу с помощью черенка ложки. Кроме прижимания вниз важно помнить о том, что весь язык должен быть расположен по центру рта без увода в сторону, а посерединке должна быть «ложбинка» (тут поможет прижимание ватной палочкой). Обращайте внимание ребёнка на струю воздуха — она будет холодить центр языка.
Как только язычок примет нужное положение, пойте «песню воды». Для закрепления используйте «песню тишины»: вместе с ребёнком произносите «тсссссссс».
Бывает, что ребёнок произносит звуки хорошо (или не очень), но путает свистящие и шипящие. В такой ситуации надо заниматься развитием речевого слуха до постановки звуков.
Мягкая пара «сь» к твердому «с» требует большего выгибания языка к небу. Звук «з» — подключения голоса к звуку «с». Чтобы ребёнок понял, положите его ладошку на его горло и дайте почувствовать напряжение мышц при звонких звуках.
Звук «зь» у детей появляется сам после освоения «с» и «з», сложности не возникают.
А вот звук «ц» — сложная задачка для малышей. Ставят его только когда ребёнок уже твердо освоил «с» и четко выговаривает «т». Как это делают?
Надо попросить малыша широко улыбнуться у зеркала и несколько раз проговорить «тс». Быстрое выговаривание этих звуков вместе дает нам «ц». Можно использовать «песню тишины», только произносить не «тсссс», а «тс-тс-тс-тс». Дальше — дело закрепления этого звука с помощью слогов и слов.
Учим ребёнка произносить «ш», «ж» и «ч»
Звук «ш» осваивают после появления уверенного «с». Возьмите ложечку, попросите ребёнка сказать долгое «сссс», при этом ложкой приподнимите вверх язычок. Обратите внимания малыша на шипение и закрепляйте его в речи.
Кстати, такой же прием поможет освоить звук «ж» и даже «з», если он не дается. «Ж» произносят, как «ш», но с голосом (с ладошкой на горле), и для произнесения «з» надо приподнять надо самый кончик языка, и «включить» голос.
Для освоения звука «ч» нужен уверенный мягкий «ть». Покажите малышу, как повторять за вами «ть-ть-ть», и в процессе повторения нажмите ему на серединки щек пальцами с двух сторон. Так появится звук «ч».
Как научить ребёнка произносить «л» и «ль»?
Со звуками л и ль все сложнее. Сначала надо определить, всегда ли эта сложная буква выпадает из слова при произношении. Для этого нужно приготовить карточки с предметами и животными, в названии которых эти звуки присутствуют в разных сочетаниях и частях слова: лев, львенок, волк, школа и т. д.
Если малыш все произносит правильно, надо проверить произношение во фразах — нередко дошкольники выговаривают эти звуки в словах нормально, а в речи замещают другими.
Ну а чтобы научить ребёнка произносить «л» и «ль», играйте в игры.
Путь приглашает к игре и объясняет правила игрушка, которой вы дадите имя со звуком «л».
Начните разучивать «песню самолета»: сверните из бумаги два самолетика и дуйте на них вместе. В процессе покажите, что кончик язычка тоже должен подняться вверх к зубам, и произносите «л».
Поиграйте в пароходы в ванне: положите кораблики, утят или просто пластмассовые кубики в воду, попросите ребёнка зажать кончик языка зубами и погудеть, как пароход. Потом попросите открыть и закрыть рот, пока он тянет звук «аааа». Должны появиться слоги «ла» и «ал». Напевайте любимый мотив ребёнка с «ла-ла-да». Осталось показать ему, как правильно прятать язычок за верхние зубы.
Если у малыша путаются «л» и в», обратите его внимание на различия между л и ль. Можно играть в сортировку: убирать фигурки и картинки с этими разными звуками в две разные коробки.
Когда звук «л» освоен, переходите к произношению «ль»: попросите ребёнка показать широкую улыбку и еще приподнять язычок. Обычно проблем не возникает.
Как научить ребёнка произносить звук р?
Р — самая непростая для детей буква, означающий ее звук требует готовности артикуляционного аппарата, натренированного выдоха и сильных мышц языка. В среднем ребёнок способен произносить «р» в 5 лет.
Учить говорить «р» начинают с упражнений по подготовке артикуляционного аппарата — если он не «дозрел», ничего не выйдет. Какие упражнения помогут?
- «Лошадки»: надо цокать языком, как будто это топают лошади.
- «Чистим зубы»: в широкой улыбке надо водить языком по верхнему зубному ряду внутри. Важно: ребёнок не должен двигать нижней челюстью! Так же можно облизывать верхнюю губу.
- «Дразним льва»: надо расслабить язычок, высунуть его изо рта и поболтать вверх-вниз. При этом еще и порычать.
- «Дятел»: часто и быстро произносить «д», постукивая языком по верхним зубам.
Чтобы ребёнок мог сильно и направленно дуть, делают такие упражнения:
- Возьмите кусочек ваты или комок бумаги, положите на ладонь. Ребёнок должен выложить мягкий язычок на нижнюю губу и так сдуть вату.
- Сдувать вату с поднятым вверх кончиком языка.
- Катайте карандаши по столу с помощью выдоха, запускайте самолетики, дуйте на незадувающиеся свечки (они вновь загораются после сильного выдоха).
Больше упражнений для исправления дефектов речи вы найдете в отдельной статье.
Не сообщайте ребёнку, что он учится говорить «р»: такое нередко приводит к горловому произношению, которое сложно исправлять. Скажите, что вы учитесь рычать, как тигр!
Такие игры помогут подготовить ребёнка к звукам «р» и «р». А появляется звук при упражнении «дятел» или спонтанно, или можно попробовать чуть придержать язычок ребёнка черенком ложки, чтобы он начал вибрировать.
Данные упражнения готовят артикуляционный аппарат к произношению «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь несколько месяцев, а результатов нет, обратитесь за помощью к логопеду.
Кроме логопедических упражнений не забывайте о мелкой моторике: игры с крупами, собирание бусинок, мозаики, лепка и пальчиковые игры — ваши лучшие друзья. О том, что можно предложить совсем малышам и детям постарше, читайте в статье «Пальчиковые игры от нуля до 7 лет: как делать гимнастику для пальцев?».