Написание сочинения — процесс творческий, но не хаотический. У него есть структура: вступление, основная часть и заключение. Стиль речи зачастую публицистический, форма изложения — описание, рассуждение или повествование. Школьники учатся проводить анализ, структурировать и грамотно излагать мысли, когда пишут тексты на заданные или свободные темы. Изобилие готовых решений и работ в интернете толкает многих ребят на плагиат, особенно если учитель не проверяет сочинения на уникальность. Для того чтобы ребёнок научился писать оригинальные работы ему нужны определенные знания, умения и мотивация. Помочь овладеть ими может не только преподаватель, но и родители.
Почему у ребёнка не получается писать сочинения?
Дети нередко говорят, что не могут что-то сделать, когда еще даже не пробовали. Это может быть связано со страхом и избеганием неудачи и неуверенностью в себе. Низкая самооценка, негативная реакция родителей из-за плохо сделанной домашней работы или четверки по контрольной работе отбивает желание браться за уроки даже у отличников. Ребёнок, адекватно оценивающий свои способности, с большей вероятностью захочет попробовать себя в чем-то новом. Дома его хвалят и любят, говоря об ошибках, мотивируют к развитию, а не принижают.
Другая причина проблем с изложением мыслей в письменном виде — маленький словарный запас. Современные дети редко читают, особенно если мама с папой не занимаются этим вопросом.
Отсутствие собственного мнения по какому-то вопросу так же стопорит процесс сочинительства. Ребёнок либо не привык прибегать к анализу ситуаций, прочитанного, услышанного или увиденного, либо с его взглядами не считаются и он не хочет ими делиться.
Недостаток мотивации — проблема многих школьников. Они искренне не понимают, как им пригодится в жизни умение решать алгоритмы и писать сочинения по «Войне и миру». Родителям важно объяснить детям значение базового образования и то, насколько разносторонне развитый человек интереснее узко мыслящего индивида.
Нежелание писать школьные сочинения может быть вызвано минусами учебной программы. Существует некоторая шаблонность, однообразность текстов-рассуждений по литературным произведениям. По-настоящему, свое мнение выражать не требуется. Главное — раскрыть замысел автора (о котором написано уже миллион сочинений за долгие годы), добавить в текст вводные фразы и словосочетания, эпитеты и обобщения. Для человека, который любит и хочет рассуждать, вписываться в рамки и писать общие фразы просто неинтересно.
Правила выполнения уроков с детьми
Выполнение домашнего задания с ребёнком иногда отнимает силы у всех членов семьи. Некоторые дети делают уроки сами, им не требуется контроль или поддержка, но большинство обращается к маме и папе за консультацией и помощью.
Как подготовиться к занятиям с сыном или дочерью? Первое, о чем стоит позаботиться — об отдыхе и еде. Садиться за учебники зачастую приходится по вечерам после работы, учебы, домашних дел и секций. Желательно выделить хотя бы полчаса на то, чтобы передохнуть после ужина, полежать, посмотреть телевизор или вздремнуть, поскольку обучение может продлиться до ночи.
Разбирая с ребёнком материал, хорошо бы убедиться в том, что он все понимает и следит за мыслью. Не делать все за него, а только подсказывать и направлять. Когда что-то остается непонятным, родителям стоит проявить фантазию для устранения пробелов. Можно прибегать к метафорам, сравнениям, примерам из жизни или мультфильмов. Отталкиваясь от хобби девочки или мальчика, перенести разъяснения в знакомую сферу.
Перерывы и паузы помогают переключить внимание, отвлечься. После чаепития или разговора на посторонние темы часто приходит второе дыхание и озарение — все решается, пишется, чертится быстрее.
Мамам и папам иногда не удается сдержать своего раздражения, они повышают голос и нервничают, когда их объяснения непонятны сыну или дочери. В непонимании может быть никто не виноват: не всем людям дано доступно излагать мысли и передавать знания другому человеку. Дети бывают рассеянны в силу усталости, плохого самочувствия или настроения.
Есть много способов настроиться на позитивный лад и сохранять спокойствие: правильно дышать, принять успокоительное, представлять себя на месте ребёнка, вспоминая детские годы или делегировать выполнение уроков второму родителю.
В трудных ситуациях проще отложить дела на следующее утро или вечер и лечь спать. Пропуск одного дня в школе не влечет за собой тяжелых последствий, а помочь восстановить гармонию в семье может.
Как написание сочинений может пригодиться в жизни?
Умение анализировать информацию, рассуждать, приходить к выводам и доносить все это доступным языком слушателям и читателям полезно для профессиональной деятельности. Писатели, журналисты, аналитики занимаются этим постоянно.
Политики, руководители, менеджеры по продажам, специалисты по работе с клиентами и персоналом регулярно общаются с людьми и передают им свои идеи. Полезно уметь описывать товары, мероприятия и планы. Находить причины неудач и предлагать варианты их решения. Эта цепочка прослеживается и в школьном сочинении.
Представителям других профессий пригодится логическое мышление и способность влиять на окружающих людей словом. В жизни эти качества помогают находить выход из затруднительного положения, планировать будущее, ставить цели и добиваться их.
Хобби и отдых, полезный для развития речи и аналитического мышления
Ребёнок учится не только во время уроков, но и в повседневной жизни. Отдых может быть полезным и одновременно приятным. Чтение книг, обсуждение их с близкими людьми развивает мышление, речь и память. Настольные и логические объединяют всех членов семьи, заставляют рассуждать и искать ответы на вопросы.
У малышей детсадовского возраста хорошо развито воображение, они часто сочиняют и фантазируют. Можно вместе с ними придумывать героев и приключения, продолжения для любимых мультфильмов и книг, потом записывать их и делать иллюстрации. Подобные комиксы станут хорошим толчком для будущих школьных сочинений.
Письма — почти забытый способ общения, а это отличный вариант тренировки речи и построения текста. Пожелания на новый год для Деда мороза или теплая весточка бабушке актуальны и сегодня. Можно делать электронные послания, но бумажное письмо, на которое клеятся марки, заинтересует малыша больше.
Хорошая привычка — обсуждать все значимые мероприятия, каникулы, отдых на море летом или просто прошедший день с ребёнком. С детства задавая ему вопросы, подталкивая к пересказу событий и рассуждениям, анализу своих чувств и чужих поступков, родители заранее решают проблему написания сочинений.