Взрослые часто жалуются, что дети много фантазируют. Родители выражают озабоченность из-за того, что ребёнок смешивает миры реальности и вымысла, выдумывает истории про несуществующих друзей, поездки, приписывает себе способности супергероев. Одни мамы боятся, что дочь или сын заиграется и причинит себе вред, пытаясь выполнить замысловатый трюк, другие — что их чадо вырастет обманщиком и будет предпочитать реальности грезы. Стоит ли так беспокоиться, если малыш придумывает небылицы или подросток практикуется в сочинениях не только на уроках русского языка и литературы?
Почему дети сочиняют истории?
Дети фантазируют, потому что у них хорошо развито воображение. В раннем возрасте на человека обрушивается такой поток информации о мире, природе, людях, что реальность иногда перемешивается с вымыслом. Эта способность — во всем видеть волшебную составляющую — доставляет не только приятные эмоции. Она позволяет добавить ко всему происходящему вокруг новые краски, радующие сознание маленького человека.
Детские страхи: боязнь монстра под кроватью, темноты, глубины, легко объяснить тем, что ребёнок рисует в голове причудливые картины. Гладильная доска, выглядывающая в полумраке из-за шкафа, кажется пришельцем, мамина шляпа с широкими полями — страшным осьминогом.
До пяти лет дети развиваются очень быстрыми темпами. Из полностью беззащитных младенцев они вырастают в самостоятельных маленьких людей, которые наделены талантами, мыслями, привязанностями и желаниями. Такие скачки развития и роста подкрепляются книгами, сказками и мультфильмами. Благодаря им ребёнок узнает про добро и зло, человеческие отношения, законы природы, знакомится с нормами поведения в обществе.
Обрушивающийся поток информации малыш усваивает легко, играючи, благодаря открытости новому и способности принимать за истину все, что услышит. Вера в чудеса и волшебство помогает лучше освоиться в нашем мире, который далеко не всегда приветлив в реальности. Взрослые оберегают детство дочерей и сыновей, стараются дарить им радостные эмоции, дать позитивный старт в жизни.
Для развития будущих навыков чтения и письма детям, возраст которых около 3-5 лет, полезно сочинять рассказы. Так развивается аналитическое, логическое, сравнительное мышление, ребёнок проводит аналогии, придумывает метафоры, добавляет юмора и грустные моменты в сказки. Он проживает эти истории вместе с героями и заочно набирается полезного опыта.
Когда все время фантазирует школьник или подросток, родителям стоит внимательнее отнестись к происходящему. За вымыслом могут скрываться не только страсть к сочинительству и богатое воображение, но и проблемы в семье или школе. Ребёнок может придумывать замысловатые оправдания из страха быть наказанным за оценки или поведение. Кто-то из детей так добивается похвалы и внимания взрослых, кто-то — старается сделать жизнь более интересной или забыть о неприятных, тяжелых моментах. Бывает, мальчикам и девочкам не хватает эмоций, развлечений, общения и друзей. В мире грез можно забыть о проблемах, придумать себе другую судьбу. Недаром дети так любят книги жанра фэнтези и фантастики.
Иногда причина постоянных фантазий — не возраст и жизненные обстоятельства, а характер человека. Есть весельчаки, которые всю жизнь сочиняют небылицы и веселят ими знакомых. Если все остается в рамках шуток, эта позитивная особенность восприятия действительности никому не доставляет проблем.
Какие эмоции дает вера в чудеса?
Вера в чудеса и детство идут рука об руку. Некоторые люди признаются, что повзрослели в тот момент, когда перестали фантазировать и мечтать. Мальчикам и девочкам важно слышать сказки о Деде Морозе, феях, победах добра над злом. Родители подкрепляют детскую уверенность, что все будет хорошо, чтобы малыш рос счастливым человеком.
Не обязательно держать ребёнка в мире иллюзий до его совершеннолетия, но до школьного возраста стоит поощрять фантазии и игры. Дети сами быстро взрослеют. А вера в чудо выручает и взрослого человека в минуту отчаяния. Люди просят высшие силы о выздоровлении близких и переменах в жизни, загадывают желания, задувая свечи на торте или получая счастливый билет в автобусе.
В каком возрасте ребёнок перестает фантазировать?
Фантазии маленького ребёнка легко отличить от правды. Малыш придумывает сказочные сюжеты, друзей, примеряет на себя роли и с радостью делится рассказами с окружающими. Взрослые обычно спокойно реагируют на подобные выдумки и даже с интересом выслушивают их.
К школьному возрасту дети учатся хитрить, придумывать реалистичные истории, объясняя ими поступки и избегая ответственности за проступки. Некоторые родители остро реагируют на подобное поведение, ругают и наказывают ребёнка. Из-за этого период фантазий затягивается, девочка или мальчик путаются, боятся говорить правду еще больше.
Иногда стоит отпустить ситуацию, и вымыслы сойдут на нет. Когда в реальной жизни хватает увлечений и забот, есть, куда потратить энергию и как раскрыть творческий потенциал, для сочинения небылиц не остается времени.
Взаимосвязь творчества и воображения
Художников, актеров, творческих, одаренных людей часто сравнивают с детьми. Их объединяет эмоциональность, импульсивность, вспыльчивость, мечтательность, бытовая неприспособленность. Развитое воображение позволяет жить в мире грез, не обращать внимания на житейские неурядицы. Люди мира искусства не так прагматичны, как представители приземленных профессий.
Можно поощрять в ребёнке способность фантазировать и вживаться в новые роли, отдав его в театральный кружок, на пение или рисование. Некоторые семьи организуют домашние постановки, шьют костюмы из подручных средств, сочиняют сказки и рисуют к ним иллюстрации. На праздники родственники дарят друг другу самодельные подарки и открытки, посвящают близким людям стихи и песни.
Ребёнок не обязательно вырастет артистом, но творчество и интересные хобби обеспечат легкий подход к жизни, уверенность в себе, харизму, открытость новому и возможность реализоваться в разных сферах.