Каждый ребёнок в семье однажды подвергнется наказанию. Все родители имеют на этот счет свое мнение о том, как нужно правильно и эффективно наказывать ребёнка. Одни стремятся сделать наказание как можно более строгим, чтобы пресечь дальнейшие попытки детей к нарушению правил и границ, другие предпочитают более мягкие способы воздействия на маленьких сорванцов.
Как показывает практика, частые запреты и суровые методы не всегда помогают детям быть послушными и, кроме того, имеют другие негативные последствия, такие как отсутствие спонтанности в характере ребёнка, снижение самооценки, нарастание чувства тревожности и сомнения в собственных способностях.
Попустительский стиль и отсутствие воспитательных мер могут привести к безответственности ребёнка, что создаст сложности, прежде всего, для него самого в то время, когда он подрастет и станет активно вращаться в социуме.
Как родителям выбрать золотую середину, когда они желают добиться того, чтобы ребёнок был послушным и в то же время не страдал от жесткости воспитательных мер? Эта статья поможет найти ответы на эти и другие вопросы.
Когда нужно наказывать детей?
Воспитание в семье — тонкое и часто непредсказуемое мастерство. То, что подходит одному ребёнку, может быть абсолютно противопоказано другому. Задаваясь вопросом, как нужно правильно наказывать, следует для начала разобраться в том, когда именно стоит это делать наверняка.
Ребёнок должен получать справедливое наказание в том случае, если он не соблюдает простейшие правила собственной безопасности, о которых его неоднократно предупреждали. Однако это не может в полной мере относиться к малышам — в силу возраста у них еще недостаточно сформировано аналитическое мышление, и они часто нарушают правила, следуя любознательности и желанию познавать мир.
Ребёнок может подвергнуться наказанию, если родители достаточно уверены в том, что он был осведомлен о запретах, но все равно совершил проступок, например, в очередной раз ушел из школы раньше времени, когда ему было наказано сидеть и ждать родителей. Это наказание оправдывается воспитанием в ребёнке понимания ценности собственной жизни и здоровья.
Детей стоит наказывать тогда, если они раз за разом не соблюдают правила воспитания и приличия, о которых много раз сказано и в результате нарушения которых могут пострадать окружающие. Если этого не делать, то вероятность того, что дети перестанут понимать чувства других людей, резко повышается.
Родители могут наказывать ребёнка за целенаправленный обман, в его попытках скрыть проступок и избежать ответственности.
Родители должны устанавливать границы
Прежде чем наказывать детей, стоит четко обозначить им границы дозволенного, и то, что взрослые принять не могут. Чтобы эти границы видел, понимал и соблюдал ребёнок, родители должны сами поддерживать их твердость и непоколебимость. Дети очень хорошо чувствуют слабые места взрослых, поэтому, когда мать или отец запрещают им что-то делать, однако при других обстоятельствах не обращают внимания на эти же действия или даже позволяют им быть, то ребёнку становится понятным, что этот запрет можно легко нарушить.
Например, если сегодня наказать ребёнка за то, что он не явился домой в назначенный час, а завтра, увлекшись делами и заботами, отнестись к его опозданию, как ни в чем не бывало, то он может посчитать, что необходимость приходить домой вовремя зависит не от серьезности этого наказа, а от настроения взрослых. Тогда дети могут не слушаться и, если разобраться, тут их не в чем обвинить — родители сами показали им, что данное правило можно иногда нарушать и за это ничего не будет. Если взрослые хотят, чтобы ребёнок их слушался, и чтобы наказания в их семье было как можно меньше, им стоит научиться устанавливать твердые и уверенные границы — тогда дети будут воспринимать их всерьез и стараться соблюдать.
Ребёнок должен понимать, в чем провинился
Прежде чем подвергать детей наказанию или во время него, родители должны удостовериться, что ребёнок понимает, за что его поругали или лишили чего-то важного. Если этого понимания нет, то в наказании теряется не только смысл, а также эффективность — ребёнок только получит отрицательные эмоции, но не осознает зону ответственности и не запомнит надолго, как не стоит себя вести. Это приведет к тому, что нежелательное поведение или проступок повторятся.
Дать понять ребёнку, в чем он виноват легко — нужно прямо и спокойно сказать об этом. Часто родители при этом кричат и совершенно напрасно — единственное, что при этом запомнят дети, это крик и гневные эмоции взрослых, также они могут испугаться, и тогда, вместо того, чтобы осознать свою вину, запомнят только свой страх.
Наказание должно иметь свой срок
Наказывать нужно на определенный промежуток времени и лучше, чтобы ребёнок тоже был предупрежден о нем. Если сказать «отправляйся в свою комнату и не выходи оттуда», то это может быть расценено как указание на несовершенство — ребёнок может подумать что его не хотят видеть. Лучше сказать «ты наказан на 2 часа — иди в свою комнату и не покидай ее, пока не пройдет время» — такие слова больше способствуют пониманию принципа «проступок-наказание».
Родители должны контролировать эмоции
Если взрослые не в силах контролировать свои эмоции, это может говорить об их неспособности справляться с ребёнком или ситуацией. Дети отлично чувствуют такое состояние. Когда оно является систематичным, авторитет родителей может снизиться и ребёнок со временем привыкнет к крикам, перестанет пугаться их, и, соответственно, не станет воспринимать всерьез. Держать себя в руках стоит для того, чтобы показать ребёнку, что родитель в семье не только главный, но еще и сильный духом человек, имеющий самообладание — значит, на него можно положиться, он говорит правильно и его нужно слушаться.
Наказание не должно иметь отношения к любви
Любовь не должна иметь отношение к наказанию. У всех родителей свои методы воздействия на детей — кто-то, наказывая их, лишает сладостей и игрушек, другие — обещаний и встреч с друзьями, некоторые — своего общения. У каждого из этих способов есть как достоинства, так и недостатки. Определить самый работающий метод можно, глядя на ребёнка и результат воздействия — если дети после наказания стараются больше не повторять проступков и четко усвоили то, о чем их просят взрослые, значит, метод работает и его стоит применять. Однако какое бы наказание не было использовано, ребёнок не должен чувствовать себя нелюбимым. В противном случае, это создаст предпосылки для психологической травмы.
Наказывая, старайтесь придерживаться установленных рамок — говорить только об ошибке ребёнка, нарушении правил и обещаний, причинах и последствиях и не переходите на личность или чувства — близости, доверия и любви. Дети должны знать, что они любимы и приняты при любых условиях — это поможет им бессознательно стремиться к тому, чтобы нарушать правила как можно реже.