Игрушки всегда были неотъемлемой частью маленького мира малыша. Родители видят в них в первую очередь развлечение. Но на самом деле даже самые первые погремушки служат в первую очередь для развития ребёнка.
Естественное развитие ребёнка
Игрушки были у маленьких детей даже в те времена, когда еще неизвестно было такое понятие — «игрушка». Просто в руки ребёнку попадала веточка, или листочек интересной формы, и кроха начинал его ощупывать и рассматривать. Именно так малыш получал первые впечатления и информацию об окружающем мире, а это и есть самое настоящее развитие ребёнка в действии.
Интерес к окружающей среде — инстинкт, заложенные самой природой. В естественных условиях он был нужен человеческим существам, чтобы выживать. Чем больше есть сведений об окружающем тебя пространстве, тем больше шансов принять правильное решение о том, как добыть пищу, защититься от опасности и т. д. Так что роль игрушек очень важна для ребёнка. Это не только развлечение, это первые стимулы к обретению жизненного опыта. Первый вид деятельности, который становится доступен крохе — это именно игра. Освоив этот этап и получив от него максимум полезных навыков, малыш сможет перейти к более сложным задачам. А «пробелы» в игровой деятельности могут обернуться серьезными психологическими проблемами в будущем.
Малыш осваивается в мире
Оптимальное время для появления первых погремушек в жизни ребёнка — это один месяц. К этому времени малыш уже достаточно окрепнет и наберется сил, его желудочно-кишечный тракт научится перерабатывать материнское молоко (или смесь) и получать из него максимум полезных веществ. Если развитие ребёнка шло нормальными темпами, кроха уже будет уметь фокусировать взгляд на предмете и выделять его из общего фона. Потому первые игрушки должны быть яркими, но при этом не вызывающих резких цветов. Родителям лучше остановить свой выбор на синем или зеленом цветах — они считаются наиболее успокаивающими из всего радужного спектра, но могут быть при этом достаточно интенсивными.
К двум месяцам кроха уже может не только выделять отдельные игрушки, но следить за их движением, рассматривать несколько объектов одновременно. В это время его можно познакомить с подвесным мобилем. Если он будет играть какие-то мелодии, малыш соотнесет источник звука с видимым объектом. После трех месяцев ребёнок достаточно окрепнет, чтобы не только наблюдать за игрушками — он захочет их трогать и изучать более детально. Физическое развитие ребёнка уже позволяет манипулировать конечностями, мышцы достаточно окрепли — пора играть!
Самые первые игры могут выглядеть очень примитивно, и на игры совсем не похожи. Родители не должны обманываться внешней видимостью. Сейчас наступает чрезвычайно важный этап в развитии ребёнка, равного которому по значению, пожалуй, больше не будет никогда: малыш получает первый жизненный опыт и учится его использовать. Абсолютно все, что он потом будет делать в жизни, будет основываться на изученных сейчас принципах. И неважно, идет ли речь о создании куличиков или изучении квантовой физики, общий принцип будет один: если я сделаю так, я получу такой результат, нравится ли он мне, буду ли я его использовать? Когда малыш звенит погремушкой и радуется полученному звуку — происходит именно этот процесс. А позитивные эмоции являются бонусом, которым природа стимулирует кроху к новым открытиям.
Родители участвуют в игре
Ближе к 6 месяцам малыш будет рад, если к игре присоединятся его родители. Это возраст, рекомендованный психологами для начала специальных занятий на развитие ребёнка. Кроха уже как следует разобрался, для чего игрушки вообще нужны, что с ними интересно и весело. Ребёнок понимает, что они отличаются друг от друга по внешнему виду и функциям. Эти свойства родители и могут использовать. Самое время научить кроху уметь определять признаки и свойства предметов.
Это проще всего сделать на примете геометрических фигур разных цветов. Вот большой шарик, а вот маленький, мячик красный и мячик зеленый, это круг, а это квадрат — четко называя вслух, родители могут показывать крохе объекты, обращая внимание на их признаки. Всего несколько минут такой игры в день — и вскоре малыш сам будет тянуться и показывать маме необходимый шарик или кубик. Так дети постепенно осваивают выполнение команд. Естественным образом в игре появляются просьбы родителей: дай кубик, на мячик! Это очень важная веха развития ребёнка — не просто понять, чего именно ты хочешь, и совершить нужные действия для этого, но вначале услышать просьбу другого человека и сделать нечто для него.
Дети растут
В кубики играть просто, и именно поэтому вскоре ребёнок потянется к более интересным объектам. Ему можно предложить поизучать, например, фигурки животных. Раньше у маленьких детей была возможность лично видеть, как растут щенки и котята, как они отличаются по размерам и повадкам от мамы-кошки и мамы-собаки. Но современные дети могут видеть животных в основном на картинках в книжках. Пусть игрушки выполнят эту познавательную функцию. Родители могут для начала назвать всех зверей и рассказать крохе, кто как говорит. На более позднем этапе развития можно изучить, как называются мамы, папы и детеныши. Когда малыш изучит всех животных, можно попробовать поиграть в самые первые сюжетно-ролевые игры.
Самые первые игры могут иметь довольно простой сюжет. Кошечка пошла в гости. К кому она в гости пришла? К собачке. А что сказала? Правильно: «Привет!» Сюжетно-ролевые игры важны тем, что фактически они являются подготовкой ребёнка к реальной жизни. На примере взаимоотношений героев в игре малыш изучит правила поведения, нормы общения в жизни, для него станет чуть ближе загадочный мир другого человека. Все маленькие дети эгоисты, так как у них пока просто не было возможности выяснить для себя, что другие люди вокруг — это также же существа, как он, со своими чувствами и потребностями, с этим надо считаться. Такие понятия пока слишком сложны для психики крохи. В игровой форме этот уровень развития постепенно приближается к ребёнку.