Маленькие дети любопытны, жизнерадостны и активны. В них бурлит желание попробовать и изучить все явления и вещи в окружающем мире, которые им встречаются. Родители понимают, что не все из того, с чем знакомится ребёнок, когда растет, можно пробовать, исследовать и познавать. Однако иногда взрослым бывает очень сложно донести это до детей, потому что в раннем и дошкольном детстве тяга к новому и интересному в них так сильна, что они могут не воспринимать запреты родителей.
Дети делают это не специально — когда они маленькие, то живут чувствами, и потребность познавать мир в них является ведущей, благодаря ее становлению они развиваются, получают знания и опыт. Поэтому с одной стороны родители желают привить детям правила безопасности и приличия, а с другой они понимают, что невозможно строить воспитание на одних запретах. Если пустить этот процесс на самотек и ничего не запрещать ребёнку, предоставив полную свободу, то он, исследуя мир, может причинить себе вред — уйти или залезть в небезопасное место, потеряться, обжечься, получить другую травму. То же самое касается поведения в семье или общественных местах — дети должны знать слово «нельзя», для того чтобы понимать правила приличия и чувства окружающих людей.
Поэтому родители с детства приучают их к запретам и учат, что можно брать — есть, пить, трогать, бросать — а что нельзя. Для того чтобы делать это правильно, не травмируя психику ребёнка и создавая ему условия для познания мира, взрослые изучают литературу на тему как правильно запрещать детям, какие слова говорить. Рекомендации специалистов помогают сохранить детско-родительские отношения в семье на хорошем уровне, поддерживать условия для развития творческого потенциала ребёнка и в то же время прививают ему чувство понимания мира вещей и здоровой безопасности. Рекомендации на тему «как правильно запрещать маленькому ребёнку» описаны в этой статье.
Запрещать ребёнку через игру
Взрослый мир по большей части представляет собой совокупность правил, границ и принципов. Взрослые люди — родители — живут, общаются, занимаются воспитанием, опираясь на них. Часто дети не воспринимают запреты и не слушаются старших по той причине, что их мир представляет собой чувственную сферу потребностей и желаний, где слова «можно», «нельзя», «должен», «не должен» предстают не интересными и не важными, потому что они лишены эмоций и ограничивают активность. По этой причине, когда родители пытаются воззвать к разуму маленького ребёнка, пытаясь запретить ему что-то или объяснить, чаще всего их приемы не работают или работают, но на короткое время.
Добиться желаемого можно, если взаимодействовать с ребёнком с помощью языка, который он хорошо понимает. В раннем и дошкольном возрасте — это игра. Вместо того чтобы прямо требовать прекратить какое-то действие, лучше завлечь его в интересную игру. Например, вместо указаний «немедленно перестань приставать к сестре и собери игрушки», лучше сказать детям: «давайте поиграем, будто вы — игрушковозы и выполняете задание «чистый город». Кто первый очистит свою территорию от игрушек, получит сладкий приз. Папа будет главнокомандующим судьей». Такое предложение обязательно привлечет внимание ребёнка, разбудит в нем соревновательный дух, а родитель, ничего не запрещая, добьется чистоты в комнате.
Переключать внимание детей
Маленькие дети часто отвлекаются на новые занятия, их психика пластична, а внимание легко и быстро может переходить с одной деятельности на другую. Здесь есть одно условие — деятельность должна вызывать интерес. Поэтому вместо того, чтобы просто запрещать, взрослым можно немного хитрить, отвлекая малышей от действий, которые нежелательны, опасны или доставляют дискомфорт окружающим. Часто ребёнок будто не слышит или не понимает слово «нельзя». Если это происходит, то означает следующее — ему очень интересно то, чем он занят. Значит взрослым, чтобы грамотно запретить, остается найти деятельность, которая вызовет еще больший интерес.
Дети раннего возраста часто обращают внимание на предметы, которые двигаются, шумят, звенят, сверкают, выглядят красиво и интересно. Предложите ребёнку что-то подобное, чтобы отвлечь его от открытого окна, острого предмета. Так удастся избежать протеста по поводу неудовлетворенной потребности и найти новое, еще более привлекательное занятие.
Предлагать детям выбор
Когда человеку что-то запрещают, особенно если это вызывает большой интерес, то у него портится настроение — это относится и к взрослым и к детям. Неудовлетворенная потребность в познании и изучении дает о себе знать общей подавленностью, грустью, снижением активности. Чтобы не отбить у ребёнка желание изучать мир, запрещая, предлагайте ему варианты. Например, можно сказать: «я вижу, что тебе очень нравится этот мультфильм, однако, ты смотришь его уже давно, поэтому, я хочу предложить тебе новое занятие: что ты хочешь читать или рисовать?». Так ребёнок не будет чувствовать себя лишенным чего-то важного и интересного, а напротив, задумается над предложенным выбором провести дальнейшее время с удовольствием и пользой.
Строить общение с ребёнком на равных
Дети, также как и взрослые понимают и чувствуют, когда к их желаниям относятся с уважением. Основанные на нем запреты намного легче воспринимаются, ребёнок реже обижается, расстраивается и протестует, если ему подробно объясняют, почему необходимо прекратить то или иное действие. Более того, перенимая такой стиль общения, дети тоже учатся подробно говорить о своих чувствах и желаниях. Уважение в отношениях между старшими и младшими проявляется, когда общение происходит на равных, а не просто «потому что я так сказал, и точка». Запрещайте, объясняя, подключайтесь к чувствам, но не игнорируйте разум ребёнка — когда он увидит, что родители считают его умным и понимающим, то слушать старших ему будет гораздо легче.
Правила и личный пример родителей
Родители для ребёнка долгое время остаются главными и авторитетными людьми. До момента полной самостоятельности он склонен опираться не только на их предписания, но и жизненный пример. Понимание этого может оказаться полезным, когда возникает необходимость запрета. Вместо того чтобы просто сказать «не трогай», «убери», «перестань», «нельзя» расскажите ребёнку историю из своей жизни, где вы делали то же самое, что он и к чему это привело. Только не манипулируйте, а будьте честны и откровенны. Дети хорошо чувствуют фальшь, поэтому они по достоинству оценят честность и оказанное им доверие и воспринимать запреты в этом случае им будет гораздо легче.