Приучение крохи к ложке — дело трудоемкое, но необходимое. Чем быстрее дети научатся самостоятельно пользоваться столовыми приборами, тем быстрее разовьется мелкая моторика, и тем скорее малыша можно будет усаживать за общий стол.
Приучение к ложке иногда проходит некорректно. В этом случае ребёнок до последнего отказывается есть прибором, особенно, если от процесса приучения у него остались негативные впечатления. Как же заняться развитием ребёнка, не навредив ему и не потратив на процесс обучения последние нервы?
Лучший момент приучения детей к ложке
Тесное знакомство малышей с первым столовым прибором должно начинаться примерно в 5-7 месяцев. Несложно понять: чем раньше начнется развитие ребёнка, тем скорее он освоит необходимые навыки.
Научить малыша есть прибором в год или старше будет уже тяжелее, поскольку по мере взросления у него начнет обостряться ощущение собственного «Я»: в данном случае не избежать длительных истерик и слез от первых неудач. По этой причине ранний возраст — лучшее время для знакомства ребёнка с его первой ложкой. Оптимальным будет, если это случится в период 5-6 месяцев, то есть как раз во время введения первого прикорма (пюрированных овощей, каш).
Кто-то может посчитать, что обучать ребёнка есть столовыми приборами так рано — бесполезная затея, и что торопиться в этом деле нет необходимости. Действительно, не все родители готовы к бесконечной стирке грязных вещей, трате сил и личного времени. Однако даже педиатры советуют давать ложку малышу достаточно рано. Все потому, что приучение к столовым приборам составляет важную ступень психомоторного развития ребёнка. Даже если малыш просто открывает рот перед тем, как видит ложку — это говорит о многом.
Сначала у детей начинает вырабатываться реакция на посторонний предмет, а затем совершенствуется хватательный рефлекс и координация движений.
Приемы приучения малыша к столовым приборам в раннем возрасте
На деле помощь ребёнку в освоении навыка выглядит так: малыша следует усадить на колени, одной рукой поддерживать его под спину, а второй — подносить ложку с едой ко рту. Так как кроха пока еще не умеет брать еду губами, прибор следует предельно осторожно направлять и вкладывать ему в рот. Разумеется, поначалу процесс будет идти с трудом, поэтому родителям придется подготовиться к грязи и перепачканной одежде.
Первые шаги сделаны, и малыш мало-помалу начал осваивать правила столового этикета. Для того, чтобы ускорить развитие ребёнка и освоение навыков обучения, начиная с 8-9-го месяца в ходе трапезы давайте малышу в одну ладонь прибор, а в другую — кусок хлеба. Посасывая его, ребёнок медленно, но верно начнет привыкать есть без чужой помощи. Сначала он будет принимать ложку за игрушку, и задача близких — объяснить, что это за вещь и для чего она необходима.
Родителям необходимо брать руку ребёнка и направлять ее с прибором по правильной траектории. При таком содействии самостоятельный навык у малыша выработается очень быстро. После этого родителям останется только усовершенствовать полученное умение.
Методика для прогрессивных мам и пап
Одним из самых эффективных методов обучения детей обращению с ложкой является личный опыт. Для этого наденьте на ребёнка старую домашнюю одежду, которую не жалко испачкать, посадите на стул для кормления, дайте прибор и посуду с пищей. Дальше останется только наблюдать. Из минусов данного способа приучения малыша к столовому прибору — необходимость тщательной уборки после такого урока.
Развитие ребёнка: закрепление навыков
В возрасте 8-9 месяцев уже можно закреплять полученные навыки. Малыш с рук мамы перемещается на стул для кормления, за счет чего возрастает свобода его движений. Суп и другие жидкие блюда ребёнок будет проливать, однако для пюрированной еды или каш навыки с ложкой будут особенно полезны. Для удобства можно вооружить малыша пластиковым слюнявчиком.
Также следует помнить, что ложка должна соответствовать возрасту ребёнка: как по длине, так и по ширине. Резиновая ручка обязательно: так прибор не выскользнет из детской ладони.
9 важных советов для родителей
Несколько полезных советов помогут действенно научить малыша пользоваться ложкой.
- Для кормления потребуется приобрести правильную ложку. Лучший вариант — неглубокой столовый прибор с прорезиненной короткой ручкой. Большинство современных моделей детских столовых комплектов выпускаются специально для малышей, поэтому подобрать модель удобной ложки на ранний возраст не составит труда.
- Не позволяйте ребёнку баловаться со столовыми приборами, но под собственным присмотром чаще давайте держать в руках ложки и детские вилки. В ходе принятия пищи необходимо проговаривать вслух наименование прибора и его назначение: например, что ложкой едят пюре, суп, кашу. Малыш должен понять связь «ложка-еда».
- Покажите ребёнку на личном примере, как требуется по всем правилам обращаться с приборами. Для начала малыш должен развить навык аккуратно, уверенно и при этом правильно удерживать ложку в ладони. Он станет стучать столовым прибором, заталкивать ложку в рот, но не использовать по прямому предназначению. Всем родителям следует понимать, что это совершенно нормально — таким образом ребёнок познает мир и особенности объектов, которые его окружают.
- Пускай он познакомится ближе с данным прибором. Только потом предложите малышу самостоятельно попробовать зачерпнуть ложкой еду (идеальный способ освоения навыка в 9-10 месяцев).
- Первое обращение малышей со столовым прибором всегда неуверенное. Ребёнок может разлить, рассыпать или уронить содержимое ввиду своего возраста. Ругать детей за эти промахи нельзя, чтобы не вызвать к процессу трапезы негатива. Необходимо оставаться терпимым к любым детским неудачам и радоваться даже самым мелким успехам малыша.
- Помогайте детям в получении нового навыка. Осторожно направляйте детскую руку с ложкой в тот момент, когда малыш постарается подвести ее ко рту. Тесное взаимодействие с родителями настроит малыша на положительный лад.
- Если ребёнок уже научился черпать жидкую пищу прибором и направлять ее в сторону рта, не следует его торопить. Дайте ребёнку время самому завершить начатое действие.
- Наберитесь терпения. Постепенно все движения ребёнка станут более точными, аккуратными и правильными. Освоение подобных навыков бытового плана — продолжительный процесс, который требует высокой концентрации внимания, больших усилий и ловкости. Малыши достаточно быстро утомляются от таких действий.
- Усаживайте ребёнка на детский стул рядом с собой во время завтрака или обеда. Малыши раннего возраста, наблюдающие за манипуляциями взрослых, всегда стараются им подражать. Психологами доказано, что наглядные действия быстрее способствуют освоению умений, чем, например, речевая стимуляция. Также подобный прием разовьет у малыша доверительный инстинкт.
При обучении малышей полезным навыкам родители должны помнить, что все дети индивидуальны. Если малыш не хочет, эмоционально или физически не готов к освоению новых умений, не нужно принуждать его. Достаточно убедиться, что у ребёнка есть интерес и желание к получению новых знаний — в этом случае он быстро научится пользоваться ложкой и другими столовыми приборами.