23.04.2017 4709

Как привить ребенку интерес к английскому языку

Автор - врач кардиолог

Аршинова Ирина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Ежегодно 23 апреля, в день рождения великого классика Уильяма Шекспира, отмечается день английского языка. Знание как минимум одного иностранного языка обеспечивает большие возможности личностного роста и карьерный взлет. Во многих отраслях именно английский язык объединяет специалистов всего мира, и они могут поделиться друг с другом своим опытом и знаниями. Это отлично понимают взрослые, но как помочь ребенку в освоении непонятных терминов прямо сейчас, когда до работы с требующимися дополнительными «опциями» еще далеко, а учить язык «зачем-то» заставляют прямо сейчас? Послушаем мнение специалистов на портале MedAboutMe.

Английский для малышей

Английский для малышей

Психологи утверждают, что наиболее легко иностранный язык усваивается детьми в возрасте до семи лет. Как именно нужно прививать новые знания малышу, чтобы обучение шло легко и продуктивно — спросим эксперта.

Комментарий эксперта
Мария Елисеева, преподаватель английского языка для детей с рождения
Мария Елисеева, преподаватель английского языка для детей с рождения

В процессе обучения английскому языку ребенок должен быть максимально вовлечен физически в процесс. Простое зазубривание слов, фраз и текстов — не эффективно. Если школьник, например, пересказывает текст, то, как минимум, ему необходимо сопровождать свой рассказ картинками, показывать в иллюстрациях на конкретные предметы, изображать действия по ходу своего рассказа. Таким образом, в работу включается не только левое полушарие, отвечающее за речь и чтение, но и правое — отвечающее за формирование образов и ассоциаций. Знания, подкрепленные символами и образами — более прочные и долговечные.

Если английскому языку обучают дошкольника, малыша от годика до 5 лет — то о классических, стандартных способах обучения не может быть и речи. В этом возрасте ребенок должен осваивать английский язык только по принципам родного языка — через взаимодействие, общение, эмоции, через яркие образы. И, самое главное, обучение должно вестись без перевода на родной язык. Перевод выступает настоящим препятствием для свободного, интуитивного понимания языка ребенком. Это, своего рода, «костыли», которые не дают ребенку возможности разогнаться, «бежать» легко и естественно.

Для того чтобы язык был понятен ребенку без перевода, учитель (или родитель) должен структурировать свою речь, выстраивать ее таким образом, чтобы система языка была максимально прозрачна ребенку; свою речь взрослый должен активно сопровождать жестами, мимикой, демонстрацией предметов и картинок по теме.

Если обучением ребенка занимается сама мама, то ей можно посоветовать погружать ребенка в английский язык мягко, постепенно — чтобы избежать протеста. Ведь малышу не так легко принять, что мама вдруг начинает говорить с ним на чужом языке. Поэтому мы выбираем одну ситуацию, в течение которой мы будем говорить с ребенком на английском языке. Пусть это будет игра с мягкой игрушкой, котом. Мы начинаем с ключевого слова — с предмета: “Cat. This is a cat.” Затем добавляем к этому предмету качество: “A nice, nice cat”. Затем действие: “The cat is stretching, stretching”. Каждое новое слово мы с энтузиазмом изображаем, объясняем не с помощью перевода, а с помощью мимики, жестов, эмоций, высоты и тембра голоса. Если мы говорим о том, что кот милый, то слово “nice” мы произносим нежно, ласково. Если мы говорим, что кот тянется, то слово “stretching” мы произносим протяжно, вместе с действием — streeeetching. Далее ситуация должна развиваться и закрепляться по спирали. Мы вводим новых героев, инсценируем в игре новые события:

“Look a dog. This is a dog. BIG! It’s a BIG dog. The cat is little (произносим тонким голосом) and the dog is BIG (низким голосом). Run, Dog, run! (даем команду и выполняем с помощью игрушки действие). Cat, look! (обращаемся к коту) The dog is running. Run, run, running. Run, Cat, run!”

Каждое действие мы изображаем, каждое качество «фиксируем» эмоцией, приглашаем ребенка присоединиться к игре, мотивируем его действовать за одного из героев. Мы не просим ребенка заучивать правила или повторять механически слова. Мы показываем ему, что на английском языке можно играть и говорить, на нем можно думать и чувствовать.

Таким образом, являясь активным участником увлекательной игры, ребенок понимает, что английский язык — это не просто набор слов или счет от 1 до 10, а наполненные смыслом и чувствами события. Получая новые слова и фразы дозированно, последовательно, через яркие образы и ассоциации, ребенок не нуждается в переводе — он понимает язык естественно, интуитивно.

Если ребенок не хочет учить язык...

Ситуация, увы, не редкая. Скорее всего, речь идет не о истинной нелюбви ребенка к заграничным словам, а имеют место педагогические дефекты — на ребенка слишком надавили, перегрузили, не заинтересовали и т. д. Как исправить ситуацию, когда ребенок не хочет учить язык — спросим у специалиста.

Комментарий эксперта
Максим Сундалов, преподаватель и руководитель онлайн-школы английского языка
Максим Сундалов, преподаватель и руководитель онлайн-школы английского языка

  • Применяйте то, что интересно на русском

Дети, в отличие от взрослых, не делают что-то через силу, убеждая себя, что «так нужно». Им обязательно должно быть интересно. Поэтому посмотрите, что нравится вашему ребенку на русском, и делайте это на английском. Ребенок любит игры и мультики. Замечательно! Подберите их на английском языке. Для детей постарше подойдут сериалы о подростках и комедии.

Узнайте у своего ребенка, какая его любимая англоязычная песня, о чем она. Найдите с ним слова и, если нужно, помогите перевести ее.

  • Встречи с друзьями

Ребенку больше нравиться проводить время со сверстниками, чем учиться? Тогда разрешите ему позвать друзей в гости. Но поставьте обязательное условие, что они вместе посмотрят фильм или мультик на английском. Если возможно, составьте им компанию, а после просмотра обсудите фильм на английском языке. Если трудно, обсуждайте на русском.

  • Одобрение

Подчеркивайте даже маленькие успехи ваших детей. Если за день ребенок выучил только одно новое слово, все равно отметьте, что уровень его знаний вырос.

Не ругайте за ошибки, так вы рискуете отбить желание учиться. Лучше спокойно скажите правильный ответ. И сделайте упор на том, что получилось.

Все эти правила действуют и на взрослых. Обучение становиться эффективнее, когда человеку интересно и он чувствует поддержку.

Роль родителей в освоении ребенком неродного языка

Роль родителей в освоении ребенком неродного языка

Конечно, основные усилия совершает ребенок и его преподаватели. Однако успех занятий зависит во многом и от родителей. И речь идет не только о настрое и мотивации — зачастую детей необходимо мягко контролировать и напоминать о невыполненных домашних заданиях. Ведь только личная работа учащегося способствует закреплению пройденного на уроке материала.

Комментарий эксперта
Жанна Аркадьевна Суворова, зав. каф. иностранных языков ГБОУ Романовская школа
Жанна Аркадьевна Суворова, зав. каф. иностранных языков ГБОУ Романовская школа

Изучение иностранного языка — процесс весьма творческий. И, как любое творчество, процесс познания носит исключительно индивидуальный характер и зависит, в основном, от особенностей каждого ребенка. Поэтому по мере взросления — уже в начальной школе — и начинают проявляться эти самые индивидуальные особенности. С другой стороны, владение языком — самое естественное человеческое умение и абсолютно любой ребенок способен общаться результативно и достичь уровня функциональной грамотности.

Некоторые дети умеют логически мыслить, у других — богатый словарный запас, у кого-то хорошая способность к имитации и идеальные английские звуки или отличная память и полное отсутствие орфографических ошибок. Но как же помочь каждому ребенку добиться совокупности всех