Нужно ли образование ребёнку в 21 веке? Ответ на этот вопрос можно дать почти сразу — безусловно, нужно. Число профессий, большую часть которых составляет физический труд, постепенно уменьшается, людей на многих работах заменяют машины. Для того чтобы человек был дееспособным на рынке труда, его необходимо обучить целому ряду навыков — от умения работать на компьютере до способности отредактировать предложенный текст.
Множество таких необходимых навыков дает школа, и именно поэтому школьное образование так важно. Родитель, который заботится о благополучии своего ребёнка, обязательно объяснит ему, как и зачем надо хорошо учиться. Только, далеко не все взрослые сами знают, как помочь школьнику усваивать программу и получать хорошие оценки без недосыпов и нервных срывов. Как создать хорошую учебную мотивацию? Что делать, если ребёнок не усваивает программу? Как повысить успеваемость школьника?
Ошибки родителей
Отличная успеваемость по всем школьным предметам зависит от наличия учебной мотивации. Из чего она складывается?
- Ученик знает, зачем и для чего он ходит в школу;
- ему интересно учиться;
- он регулярно получает похвалу за свои успехи.
Что стоит и чего не стоит делать, чтобы ребёнок успевал по всем предметам?
В первую очередь, не стоит давить на ребёнка. Не наказывать за плохие оценки, а помочь разобраться с материалом. Не отнимать у него телефон за несделанное задание, а объяснить, что домашняя работа — это, исключительно, его ответственность.
Не стоит запугивать ребёнка: «Если не сдашь на «пятерку» геометрию — не поедешь к бабушке не выходные!», или «Попробуй только получить еще одну «тройку», и можешь попрощаться со своим планшетом!», «Если у тебя в четверти будет «тройка» по биологии — ты останешься без интернета на неделю!». Все это — примеры того, как не стоит делать, желая повысить учебную мотивацию. Родитель, который таким способом пытается вразумить школьника, рискует потерять доверие ребёнка.
Часто дети и подростки не доверяют взрослым как раз из-за такого отношения. Если постоянно ругать ребёнка, он будет знать, что, сказать о плохой оценке родителям — не лучшая идея, потому что закончится это наказанием, и не будет сообщать о проблемах с успеваемостью или школьных неудачах.
Чем большее давление оказывается на ребёнка, тем менее вероятно, что у него будет хорошая успеваемость в школе.
Лучшее решение в таком случае — поговорить и выяснить причины низкой мотивации. Не ругаться, не наседать, а предложить помощь, показать свою заботу. Может быть, полученная «двойка» была незаслуженной, возможно, у ребёнка проблемы с учителем, классом или с пониманием темы. Устранение причины неуспеваемости — первый шаг к развитию хорошей школьной мотивации.
Причины неуспеваемости у детей
Ребёнок плохо учится, потому что:
- не понимает материал. Помощь в обучении родителей или репетитора помогут разобраться со школьной программой;
- проблемы с коллективом. В такой ситуации очень трудно заниматься учебой. Если ребёнка унижают в классе, с этим нужно немедленно разбираться. Обычно, такие проблемы решаются через классного руководителя. Для начала, нужно выяснить, в ком проблема: в определенном ребёнке или в целом коллективе. Возможно, лучше перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- проблемы с учителем. Это может быть как классный руководитель, так и учитель по предмету. Решение — откровенный разговор с педагогом и ребёнком. Возможно, привлечение завуча школы, директора, психолога;
- ребёнок не хочет заниматься и не считает это нужным занятием. В таком случае, нужно объяснить ему, почему так важно получить качественное образование и как оно потом пригодится ему в будущем.
Как повысить мотивацию школьника
- Правильная организация учебного дня и занятий. Некоторые родители полагают, что, если освободить ребёнка от дополнительной нагрузки — посещения им кружков или секций — у него освободится больше энергии и времени, и тогда он станет хорошо учиться. В большинстве случаев это является заблуждением. Дети, которые с интересом увлекаются разными хобби — спортом, творчеством, наукой — помимо обучения в школе, являются более ориентированными на результат, их мотивация находится на высоком уровне. Это не значит, что, нужно «загрузить» школьника дополнительным образованием, однако, стоит подумать над тем, какое занятие привнесет в его жизнь интерес, радость и удовольствие.
- Родители и другие члены семьи, которые занимаются воспитанием, должны выставлять единые требования по отношению к ученику. Если в семье звучит слово «нет», то, никто другой не должен оспаривать его. Разрешение и позволение, также, должны рассматриваться единогласно. Если, родители имеют разногласия в отношении воспитания и обучения ребёнка, то они должны решать их без его присутствия.
- Не стоит выставлять детям слишком завышенные требования — ждать от них только «пятерок», идеальной учебы, отсутствия всяких ошибок.
- Нужно следить за тем, чтобы атмосфера в семье была благополучной. Как правило, дети, привыкшие к ссорам и скандалом, очень переживают за отношения родителей, поэтому им не до учебы.
- К ребёнку нужно относиться уважительно, помогать, когда он в этом нуждается, однако, не делать работу за него, лишая самостоятельности.
- Взрослым следует помнить о том, что каждый ребёнок — отдельная личность со своими привычками и склонностями и его родство с другими членами семьи совсем не говорит о том, что он должен во всем походить на них — быть, как дедушка, математиком или обожать литературу, как мама. Природные способности ребёнка проявляются в нем, когда он будет с желанием раскрывать их в обучении.
Отношение к ребёнку
От того, как относятся родители к ученику, часто зависит уровень его мотивации. Что это значит? Если взрослые считают школьника человеком без будущего, одиноким, странным, то ребёнок, чувствуя такое отношение к себе, будет стараться всеми силами подтверждать его. Чаще всего, этот процесс является бессознательным. В таком случае, никакие старания родителей по повышению учебной мотивации не принесут желаемого результата.
Что делать взрослым? Разобраться в себе — почему сформировано негативное отношение к ребёнку? Откуда появилась убежденность в том, что он ни на что не способен, у него сложный характер, он не сможет применить способности и таланты в жизни?
Ответы на эти вопросы могут многое открыть взрослому о своей личности — возможно, родитель видит в ребёнке себя? Или к нему в детстве относились точно также — не принимали, таким, какой есть, не считались с мнением? В таких случаях, родителям лучше посетить психолога —разобравшись с отношением к своим детям, ни получают возможность изменить их характер и судьбу. Ребёнок, в которого верит и которого поддерживают, словно обретает крылья — он готов на многое, знает о своих способностях, ценит и любит себя.