03.07.2018 Обновлено: 17.04.2020 1680

Как повысить мотивацию ребенка к обучению?

Автор - врач психолог

Осипенко Марина Александровна

Эксперт

Голубев Михаил Аркадьевич

Когда ребенок учится в школе, родители имеют в отношении него ряд требований и ожиданий. Чаще всего они касаются того, что он будет хорошо учиться, с удовольствием выполнять домашнее задание, интересоваться новыми знаниями, общаться со сверстниками и с желанием посещать школьный коллектив.

Часто бывает так, что ребенок не соответствует тому, что ждут от него взрослые. Так, школьники лениво относятся к учебе, не справляются с задачами и не имеют желания учиться. На этом фоне у ребенка в школе и семье часто возникают конфликты. Родители и учителя давят на него, пытаясь сформировать хорошую мотивацию к обучению, говорят о том, что посещать школу и получать хорошие оценки нужно и необходимо.

Когда ребенок не хочет учиться, специалисты говорят о его низкой учебной мотивации. Часто родители и учителя спорят о том, кто должен заниматься ее развитием — семья или педагоги? Как мотивировать ребенка к обучению, и какие методы воспитания к нему можно применять дома, чтобы мотивация повысилась? Ответы можно получить из этой статьи.

Причины снижения мотивации у ребенка

Причины снижения мотивации у ребенка

Когда новоявленный ученик идет первый класс — это серьезное событие для всей семьи. Перед окончанием детского сада детей готовят к тому, что они ступают на порог новой жизни и скоро станут школьниками. Родители и воспитатели много говорят о том, что дети повзрослели, стали самостоятельными и школа для них теперь играет важную роль. Часто бывает так, что первоклассник с желанием посещает уроки, делает домашнюю работу, получает высокие отметки за знания. Однако спустя время мотивация к обучению снижается. Что происходит с детьми — в школе или дома — от чего у них пропадает желание учиться? Причин для этого бывает несколько.

  • Родители пугают ребенка школой, оценками, учителями. Так, взрослые иногда, чтобы добиться от детей послушания, ставят школьное обучение превыше всего — привычек и желаний ребенка, отношений с ним. Учеников приучают думать, что школа и хорошие оценки — это самое важное, что есть в жизни.

Тогда ребенок может поверить в то, что если он не любит школу и уроки, то с ним что-то не так. На этом фоне он ощущает эмоциональный дискомфорт, у него снижаются самооценка и уверенность в себе.

  • Иногда родители манипулируют детьми при помощи обучения. Они говорят о том, что ребенок не получит сладости и игрушки, развлечения и даже внимания если не будет хорошо учиться. Преувеличенное значение плохой оценки приводит к тому, что школьник начинает ненавидеть уроки и заставляет себя учиться, не испытывая при этом никакого желания делать это.
  • Конфликты с одноклассниками или педагогом. Иногда это может быть веской причиной для того чтобы мотивация у школьника снизилась. Тогда, чтобы помочь ребенку ощущать себя комфортно в классе и заниматься с удовольствием, стоит понять, какие отношения с взрослыми и детьми у него складываются в школьной среде — возможно, там есть трудности, которые следует разрешить?
  • Гиперопека родителей. Иногда взрослые очень тревожатся о том, что ребенок не справляется с обучением или приносит плохие отметки, поэтому они «учатся» за него. Так родители бессознательно забирают у ребенка возможность насладиться результатом своего труда и получить радость от выполненного дела, вследствие чего учебная мотивация снижается.
  • Равнодушие родителей. Иногда они совершают ошибку, когда не поддерживают ребенка в начале обучение — оставляют его один на один с трудностями и хотят чтобы он справлялся самостоятельно. Воспитание самостоятельности — необходимое качество для развития высокой учебной мотивации, однако родители должны помогать школьнику с домашним заданием, когда он просит об этом или ему трудно справляться самому.
  • Отсутствие интереса к учебе. Так бывает, когда ребенку не интересно все, что рассказывают и показывают в школе, у него не установлен близкий контакт с учителем, и он даже не понимает, для чего ему нужно школьное обучение. В этом случае родители должны развивать искренний интерес к учебе. Как? Отталкиваясь от потребностей, привычек и характера ребенка.

Атмосфера в семье — залог здоровой психики

Детям трудно учиться и получать удовольствие от процесса, если они имеют личностные проблемы. Сюда относятся страхи и тревоги, застенчивость, неумение общаться, агрессивность и другие комплексы характера. Если у ребенка наблюдается один из них, то его психика не является стабильной. В результате этого достичь хороших показателей в школьном обучении и повысить мотивацию можно, если сначала помочь ребенку разрешить внутренние противоречия.

Эмоциональное состояние детей также нарушается и им не до уроков, когда атмосфера в семье не является безопасной или благополучной. Конфликты и ссоры между родителями влияют на развитие ребенка и его отношение к школе. Он может бояться и переживать за свою семью и тогда учебная мотивация снижается. Что делать? Разрешить семейные проблемы ради того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, радостным и спокойным дома, тогда у него появится здоровый интерес к учебе и силы для того чтобы решать трудные задачи.

Похвала родителей

Похвала родителей

Если критиковать и ругать за плохие отметки, не замечая положительных качеств характера и поведения, то в скором времени самооценка ребенка снизится настолько, что он начнет считать себя плохим