Каждый ребёнок в семье сталкивается с установками и правилами, которые диктуют родители. Занимаясь воспитанием, взрослые чаще всего используют бессознательную тактику общения. Что это значит? Мать и отец опираются на пример того, как воспитывали их и стараются уберечь детей от тех психологических травм, которым сами подверглись в детстве. Бывает так, что родители руководствуются ошибочными и неправильными методами воспитания. Например, такими:
- детей нужно держать в «ежовых рукавицах», чтобы они не «сели на голову»;
- ребёнку нельзя ничего запрещать — неизвестно, с какими трудностями ему придется столкнуться в жизни;
- любить ребёнка — это значит никогда не ругать его;
- все лучшее следует отдавать детям, и только потом — себе;
- если отвечать на все вопросы ребёнка и постоянно быть рядом с ним, то его легко избаловать;
- ребёнок должен всегда и во всем слушаться родителей. Любое непослушание наказуемо.
Существует прямая связь между воспитанием в детстве и зависимым поведением во взрослой жизни. Зависимостями в данном случае считаются алкоголизм, наркомания, пристрастие к игровой деятельности, привычка «убивать» себя на работе, стремление к разрушительным отношениям. Почему одни дети, вырастая, являются психически здоровыми людьми, а другие страдают от вредных привычек или зависимых отношений? Каков вклад родителей в то, что судьба ребёнка не является благополучной? Ответы на эти и другие вопросы в данной статье.
Связь вредных привычек с психикой ребёнка
Говоря о том, почему ребёнок приобретает тягу к зависимому поведению, можно выделить несколько моделей неправильного воспитания, оказывающих отрицательное влияние на психику.
- Игнорирование детских потребностей в младенческом возрасте и старше.
Когда родители не замечают эмоций маленького ребёнка, его желаний — он плачет в своей кроватке или улыбается, но взрослые не дают ему в ответ эмоционального отклика, а лишь механически выполняют свои обязанности по уходу за ним — ребёнок постепенно привыкает чувствовать себя брошенным и никому не нужным.
В большинстве случаев это приводит к тому, что потребность чувствовать связь с матерью не удовлетворяется и малыш страдает. Когда он вырастет и станет взрослым, то велика опасность того, что он бессознательно будет искать «маму» во внешнем мире. Так люди приобретают зависимость от алкоголя или других токсических веществ — употребление дает им временное облегчение, иллюзию того, что они, хотя бы на время, становятся нужны кому-то.
- Унижение ребёнка, эмоциональное насилие над ним.
Если дети в детстве подвергаются унизительному обращению — со стороны родителей или других взрослых людей — самооценка и уверенность в себе снижаются. Если рядом с ребёнком нет надежного взрослого, который поддержал бы его, то он постепенно привыкает к мысли о том, что он хуже всех и не достоин ничего хорошего в этом мире. Вырастая, ребёнок стремится к бессознательному саморазрушению. Алкоголизм, наркотики, трудоголизм, токсичные отношения — прямой путь к тому, чтобы разрушить себя.
- Тяжелые, невыносимые или опасные для жизни и здоровья условия.
Так бывает в асоциальных семьях, где взрослые сами обладают вредными привычками, постоянно скандалят, применяют физическое насилие к ребёнку или друг другу. Дети в этом случае получают психологическую травму. Если жизнь в такой реальности становится невыносимой, бессознательно они будут стремиться уйти от нее — с помощью токсических веществ, виртуальных игр, экстрима, таких же патологических отношений с партнером.
Отсутствие контакта и любви
Бывает, что дети воспитываются родителями, которые эмоционально отстранены от них. Ребёнок может появиться на свет после случайной связи, быть нежеланным или незапланированным, и тогда мать не чувствует к нему любви, а воспитывает механически, просто поддерживая его существование.
Дети чувствуют себя живыми психологически, только если близкие люди — родители, мать, человек, который замещает ее — эмоционально откликаются на их проявления. Этот процесс важен еще в начале вынашивания и в первый год жизни ребёнка. Не получая эмоционального отклика, дети растут, не зная, что такое родительская любовь.
Когда они становятся взрослыми, то могут иметь нарушения психики, близкие к пограничным расстройствам личности. Они часто говорят: «У меня такое чувство, что меня нет», «Я плохо ощущаю свое сознание и тело». Кроме того, у таких людей достаточно частыми являются проблемы с употреблением алкоголя и других наркотических средств. Состояние опьянения или временного удовольствия позволяет им почувствовать, что они живут. Ощущение ужаса от того, что тебя как будто нет, заставляет их снова и снова возвращаться к вредным привычкам.
Важно не просто любить ребёнка, или думать, что ему достаточно родительского внимания, но каждый раз отзываться на его эмоциональные проявления — улыбками, прикосновениями, ласковыми словами, теплым взглядом, укачиванием, поглаживаниями, поцелуями родители передают детям твердое ощущение того, что они есть, приняты и нужны в этом мире.
Равнодушное отношение родителей
На чувства и желания ребёнка нужно отзываться не только в младенческом и раннем возрасте, но и на протяжении всей жизни, пока дети зависимы от взрослых. Например, если ребёнок в подростковом возрасте тяжело переживает данный период и, в то же время не находит понимания у взрослых близких людей, то велик риск того, что у него может развиться пристрастие к токсическим веществам.
Причинами пагубных привычек также будут выступать потребность подростка в принятии, ощущение собственной важности и значимости, и, в то же время желание почувствовать себя отдельной личностью, самостоятельным человеком.
Чем меньше родители дают это ощущение ребёнку в подростковом возрасте, тем больше вероятность того, что он станет создавать его искусственно — через алкоголь, наркотики, виртуальные игры, связь с плохой компанией. Позже, такие выросшие дети, которые потом оказываются на приеме у психоаналитика, говорят о своем детстве примерно так: «Родителям было наплевать на меня», «Матери и отцу было все равно, что со мной происходит», «В моей семье меня никто не слушал и не замечал».
Дети в подростковом возрасте входят в трудный период и также нуждаются во внимании и поддержке, как малыш после рождения. Однако подростка нужно не нянчить, а доверять ему, не пытаться сломать и изменить характер, а демонстрировать принятие его самостоятельности и независимости.
Как сохранить детскую психику здоровой?
- Демонстрировать безусловное принятие и любовь;
- учитывать детские чувства и потребности;
- проявлять понимание и жалеть, когда детям больно — физически или психологически;
- никогда не показывать равнодушного отношения и не говорить таких слов, которые бы означали отсутствие внимания и любви;
- воспитывать ребёнка так, чтобы он чувствовал не только поддержку взрослых, но и собственные силы справляться с проблемами и трудностями.