Человеческое дитя появляется на свет совсем беспомощным, в отличие от многих видов млекопитающих. Зайчата сразу умеют бегать и прятаться. Жеребята почти сразу встают на тонкие ножки и начинают следовать за матерью. Детеныши хищников после рождения какое-то время остаются слепыми и беспомощными, но этот период недолог. Несколько недель — и они уже учатся охотиться, пускай даже сначала это не настоящая добыча, а пушистый кончик хвоста одного из родителей.
Ребёнок остается несамостоятельным долго. Матери приходится носить свое дитя на руках (на спине, в слинге) долгое время, и, чтобы облегчить эту задачу, люди изобрели детскую коляску.
Как ориентироваться в мире современных детских колясок, в котором буквально разбегаются глаза от обилия вариантов? MedAboutMe делится секретами и дает советы.
Критерии выбора коляски
Первое, что может оказать влияние на выбор — возраст ребёнка и время года, в которое коляска будет эксплуатироваться. Для ребёнка до 8 месяцев понадобится люлька, для детей постарше — прогулочная коляска.
Автокресло нужно приобретать вне зависимости от наличия в семье автомобиля. Поездок с ребёнком вряд ли можно избежать, и лучше самостоятельно выбрать качественное и безопасное кресло, чем пользоваться теми, которые могут быть в такси.
Сезон также важен, так как от этого зависит размер люльки или сиденья. Зимой ребёнок одет многослойно, и ему требуется больше места, чем летом.
Время года, в которое коляска будет использоваться, имеет значение при выборе качества и свойств обивки, наличия защитных средств от дождя, снега, ветра, солнца и кусачих насекомых, а также такого важного параметра, как размер колес, от которых зависит проходимость коляски.
Необходимо также учитывать состояние дорожек в тех местах, где вы будете гулять с коляской. Помимо размера колес, этот фактор может повлиять на выбор коляски по качеству амортизации и по высоте расположения корзины для покупок: она не должна сильно пачкаться и задевать за высокие бордюры или края рытвин.
Тем, у кого есть автомобиль, нужно оценить внутреннее пространство багажника во всех измерениях, и отправляться в магазин за коляской с рулеткой. Коляска в сложенном виде должна легко помещаться в машину.
Имеет также значение то, как мама будет выносить и заносить коляску. Если в доме есть лифт — нужно убедиться, что коляска в нем поместится вместе с родителем. Если лифта нет, нужно выяснить, нет ли в доме места для хранения колясок на первом этаже, и если нет, то вес транспортного средства также станет важным критерием выбора.
Известный педиатр и популяризатор медицинских знаний Федор Катасонов, автор книг для родителей, вообще не советует покупать коляску-люльку. При необходимости он рекомендует использовать автолюльку на шасси. Но с этой точкой зрения опытные родители часто не согласны, так что каждый волен решать вопрос с люлькой на свое усмотрение.
Стоимость — также очень важный параметр для большинства семей. Неплохую коляску можно купить за вполне демократичную сумму. Не стоит думать, что «дорого» — обязательно означает безупречное качество. Даже у колясок, стоимость которых сравнима с ценой на подержанный автомобиль, есть свои недостатки.
Вполне допустимо принять в подарок или купить коляску, бывшую в употреблении, если она в хорошем состоянии. В этом случае необходимо проверить ходовую часть (чтобы ничего не болталось, не скрипело, чтобы ход был ровный, без раскачивания и подпрыгиваний, чтобы работали тормоза), состояние обивки, наличие дополнительных защитных средств, надежность крепления ремней безопасности и степень их изношенности.
На состояние матрасика в люльке особого внимания можно не обращать, так как его в любом случае лучше заменить на новый.
А вот бывшее в употреблении автокресло покупать не стоит, так как оно может иметь скрытые повреждения и дефекты, способные кардинально уменьшить его защитные качества.
Типы колясок
Разберемся с типами колясок для малышей.
Люлька
По времени меньше всего эксплуатируется обычно коляска-люлька, в которой ребёнок гуляет максимум до 8 месяцев, пока не научится уверенно сидеть. В конструкцию такой коляски входят собственно люлька и шасси, на котором она крепится. Общий вес такой коляски — от 7 кг, хотя бывают и вдвое тяжелее.
Критерии качества:
- прочное шасси без перекосов, с надежными тормозами, хорошей амортизацией, большие колеса являются преимуществом;
- жесткое и плоское дно короба люльки;
- матрасик и обивка внутри короба изготовлены из натуральных материалов, съемные и легко стирающиеся;
- капюшон легко и тихо складывается и раскладывается, хорошо закрывает от погодных условий;
- в конструкции нет щелей, в том числе и между фартуком и капюшоном.
Прогулочная коляска
Как правило, эти коляски используются более активно и долго. В них ребёнок «переезжает» после того, как научится сидеть и начнет проявлять больше интереса к окружающему миру, и часто они остаются в эксплуатации до 4, а то и 5 лет ребёнка. Состоит такая коляска из шасси и сидячего места с подножкой.
Прогулочные коляски бывают двух основных типов, различающихся по способу сборки: «зонтик» и «книжка».
- Первые — самые легкие и компактные в сборе. Их предпочитают семьи, любящие отправляться в путешествие с детьми, так как они легко складываются, отлично помещаются в багажник автомобиля, и их обычно разрешено брать в салон самолета.
Однако у них есть несколько важных недостатков: маленькие колеса и малоподвижная спинка. Если ребёнок захочет поспать, принять горизонтальное положение он не сможет. У «зонтиков» часто бывает нерегулируемая подножка и мягкая спинка, что также нежелательно. В плюсах — стоимость, легкость сборки и минимальный вес.
- Коляски-«книжки» более комфортабельны для малыша. У них жесткая спинка, хорошо поддерживающая позвоночник, возможность откидывать ее, чтобы ребёнок мог поспать лежа. Высота подножки и ручка регулируются по высоте. Первое важно для малыша, второе — для мамы.
На что обращать внимание при выборе:
- качество ходовой части: легкий ход, надежные тормоза, размер колес;
- устройство спинки: жесткость, возможность откидывать до положения лежа;
- легкость сборки, отстегивания бампера;
- ремни безопасности должны надежно удерживать малыша, при этом ничего не сдавливая и не натирая;
- возможность снимать и стирать все текстильные элементы;
- легкость, с которой складывается капюшон и его размер: он должен хорошо защищать малыша от погодных условий;
- вес и габариты в сложенном виде.
Трансформер
Комбинированная коляска, конструкция которой предусматривает возможность превращать люльку в прогулочный блок с сидением. Пока малыш не умеет сидеть, он гуляет в люльке, а когда подрастет — у люльки складываются бортики и спинка, превращаясь в прогулочный личный транспорт.
Такая коляска в среднем несколько тяжелее, чем просто люлька или прогулочная, но зато можно обойтись одной покупкой вместо двух, при этом сохраняя комфорт для малыша.
У коляски-трансформера часто можно перекидывать ручку, устанавливая ее так, чтобы ребёнок видел мать или чтобы смотрел вперед по ходу движения.
Требования в целом такие же, как и предъявляемые к описанным выше типам колясок.
Модульная коляска
Несмотря на более высокую стоимость, эти коляски предпочитают многие родители. И это неудивительно, ведь в одном комплекте они приобретают сразу все необходимое: люльку, прогулочную коляску, и часто еще и автокресло. Причем части можно покупать по отдельности, по мере необходимости.
Состоит такая коляска из отдельных модулей, легко собирающихся в нужную конфигурацию. Самой тяжелой частью является шасси, которое может весить до 15 кг. На шасси могут крепиться все остальные модули, включая автокресло.
Требования те же, что и к остальным типам колясок. Отдельное внимание следует обращать на легкость сборки-разборки и надежность креплений модулей на шасси.
Коляски для двух детей
Это не обязательно могут быть двойняшки: мамам детей с небольшой разницей в возрасте тоже может быть нужна двойная коляска.
Выпускаются такие коляски в разных вариантах: люльки, прогулочные, трансформеры и модульные. Последний вариант может предусматривать использование на одном шасси одновременно люльки для младшего малыша и прогулочного блока для старшего.
Одним из главных критерием является расположение блоков. Они могут располагаться бок о бок, что делает коляску более широкой и неповоротливой, ограничивает ее проходимость (не в каждую дверь пройдет по ширине, в том числе и в двери лифта). Но зато дети имеют одинаковый обзор и уровень комфорта и могут общаться друг с другом и с мамой.
При расположении «паровозиком» или тандемом на разных высотах коляска хорошо проходит в проемы, но зато с ней труднее разворачиваться. Кроме того, одному из детей может быть тесновато, у него почти полностью закрыт обзор и нет возможности общаться с мамой и другим ребёнком.
Важные моменты, на которые следует обращать внимание
Что еще надо учесть при выборе коляски?
Жесткость спинки
Многим мамам очень хочется окружить своих детей мягкими подушками и укладывать их на мягкие матрасики, что дома, что на прогулке. Это неверный подход. Как кроватка, так и дно люльки и спинка прогулочной коляски должны быть жесткими и ровными. Это важно для правильного развития позвоночника и всей опорно-двигательной системы малыша.
Именно поэтому лучшим является не мягкий поролоновый матрасик, а более жесткий, наполненный кокосовой койрой.
Выбирайте коляску с жесткой и ровной спинкой.
Способ раскладывания прогулочной коляски
Механизм должен срабатывать тихо и плавно, без скрипа и рывков, способных разбудить уснувшего малыша.
Спинка может откидываться отдельно, образуя с сиденьем горизонтальную поверхность для сна, или представлять единое целое с сиденьем. В последнем случае ребёнок в лежачем положении остается со слегка приподнятыми ножками.
Преимущества одной или другой конструкции пока не доказаны, поэтому выбор остается за родителями.
Конструкция ходовой части
Коляски бывают на трех колесах и на четырех. Первые компактнее, часто выглядят более стильно, да и весят меньше.
Однако трехколесные коляски менее устойчивые. Есть у них и еще один недостаток: их гораздо труднее безопасно поднимать и спускать по лестницам, на которых установлены двухколейные спуски. Третье колесо остается без опоры, что нередко служит причиной переворачивания и падения.
Проведенные нами исследования несчастных случаев с детьми до 2 лет, связанные с использованием колясок и автокресел, дали возможность оценить связанные с этим факторы риска и составить рекомендации для родителей.
Наибольшее число несчастных случаев связаны с использованием автокресел, с ними связано большинство случаев гибели детей. С колясками связаны травмы, возникающие при падениях вместе с коляской, или при выпадении ребёнка из коляски.
Почти все случаи летального исхода являлись результатами асфиксии, половина — вследствие удушения ремнями из-за неправильной их эксплуатации. Остальные стали результатом так называемой позиционной асфиксии.
В числе наших рекомендаций родителям считаю наиболее важными следующие:
- Необходимо тщательно следить за тем, как ребёнок закреплен в коляске или сиденье. Крепление должно быть надежным, но не мешать дыханию даже при изменении положения тела ребёнка.
- Недопустимо использование автокресла для сна вне автомобиля.
- Использование коляски-люльки в качестве кроватки дома также нежелательно.
- Ни в прогулочной коляске, ни в автокресле ребёнок никогда не должен находиться непристегнутым или пристегнутым не полностью.
- Его лицо не должны быть закрыто тканью или фартуком.
Оценка травм, с которыми дети поступали в отделения неотложной помощи больниц США в период 2004-2008 г проведения исследования, показала:
- в возрасте до 1 года 76% всех травм были получены в результате падения с коляски или вместе с ней.
- травмы, связанные с автомобилем составили менее 1%;
- большая часть полученных травм пришлись на лицо и голову: около 43% от общего количества;
- в основном это были легкие повреждения: ссадины и ушибы в 38% случаев, рваные раны 24%, закрытые черепно-мозговые травмы 22%, и переломы конечностей — 3%.
Трехколесные коляски чаще становились причиной падений и травм, чем четырехколесные.
Размер колес
Маленькие колеса значительно менее проходимые, особенно на неровной или грунтовой дорожке. С ними труднее преодолевать бордюры и снег. Но зато они более легкие.
- Коляска с большими широкими колесами отличается высокой проходимостью и плавным ходом.
- Сдвоенные колеса придают коляске устойчивость, но увеличивают вес.
- Поворотные колеса существенно увеличивают маневренность коляски.
Особенности тормоза
Переключение может быть планочным, и тогда можно одним нажатием на педаль зафиксировать все колеса или одну пару. Иногда переключение может располагаться на ручке, что удобнее, но менее надежно.
При покупке обязательно проверяйте надежность фиксации колес и удобство доступа к переключателю тормоза.
Ремни безопасности
Пятиточечные системы крепления надежнее трехточечных. Обязательно обратите внимание на то, как ремни регулируются, насколько легко отстегиваются. Подгоняйте систему крепления так, чтобы ребёнку ничего нигде не натирало и не сдавливало.
Защитные средства
Главные критерии оценки капюшона — бесшумное легкое складывание, наличие вентиляционного окошка и то, насколько надежно он закрывает ребёнка от неблагоприятных погодный условий.
Если прилагается дождевик — оцените его размер и крепление.
Если к коляске не прилагается москитной сетки, приобретите ее отдельно. Кусающие насекомые могут основательно испортить прогулки.
Вес
Это очень важный параметр, если маме придется носить коляску вверх и вниз по лестницам. Но не стоит высчитывать каждые 100 граммов: разница между 10 и 12 килограммами невелика и не сыграет существенной роли. На вес стоит ориентироваться, если у разных моделей разница составляет более 4-5 кг при общих относительно равных достоинствах.
Дополнительные удобства
Одним из наиболее важных является корзина для покупок. Она должна крепиться так, чтобы располагаться достаточно высоко от земли, иначе в сырую погоду будет сильно пачкаться, а также задевать снег, неровности почвы и застревать при преодолении препятствий и лестниц. Кроме этого, она должна быть легко доступна.
Второй фактор — ручка. Желательно, чтобы она регулировалась по высоте. Дополнительным удобством может быть возможность перекидывать ручку и изменять расположение сиденья относительно направления движения.
Удобно, если к коляске прилагается органайзер для предметов, необходимых на прогулке. Обычно он крепится на ручке коляски и оставляет возможность носить его, как сумку, на плече.
Очень удобна в зимнее время муфта для рук. Она крепится к ручке и очень хорошо защищает руки от мороза. Если муфта в комплект не входит, то ее стоит купить отдельно.
Еще один важный момент
Это относится к прогулочным коляскам для детей в возрасте старше года.
Какой бы ни была удобной коляска, ребёнок не должен гулять только в ней. Прогулка в коляске не оставляет малышу возможности активно двигаться и развиваться.
Интервью, проведенные с родителями детей в возрасте от 1 до 5 лет, выявили интересный факт: большинство из них не осознавали связи между постоянным использованием на прогулках коляски и недостатком физической активности детей. Прогулку в коляске они считали достаточной и полезной для здоровья ребёнка, даже если он не покидал своего «экипажа» ни на минуту.
Педиатры должны вести разъяснительную работу с родителями, объяснять им необходимость достаточной физической активности для детей. Это особенно важно при нарастающем количестве детей с избыточной массой тела и отставанием в физическом развитии.
О безопасности городских прогулок с детьми вы можете прочитать в статье «Каменные джунгли: о безопасности прогулки с ребёнком».