Многие педагоги и воспитатели дошкольных образовательных учреждений сталкивались с тем, что некоторых детей крайне сложно вовлечь в процесс обучения. Они не проявляют должного желания получать новые знания, им скучно, занятия их разочаровывают и совершенно не увлекают. А причина такого поведения в том, что у маленьких учеников просто отсутствуют так называемые когнитивные навыки.
Это те базовые специфические навыки, которые должны быть привиты на самых ранних этапах развития ребёнка. Данные навыки необходимы, чтобы он мог эффективно обрабатывать и усваивать информацию. Только владение ими сможет обеспечить успех в освоении любого материала. А вот их отсутствие приводит к тому, что ребёнок не в состоянии полноценно разобраться в теме урока, что только усугубляет проблемы при дальнейшем обучении.
То же самое происходит, если родители пытаются дать ребёнку дополнительную учебную нагрузку дома, чтобы «подтянуть отставание», или слишком активно выказывают свое недовольство из-за отсутствия успехов в обучении. Взрослые при этом борются с последствиями, а не с объективными причинами подобного положения.
Что дают детям когнитивные навыки
Родители, которых волнует гармоничное развитие ребёнка, прежде всего, сами должны уяснить, что же такое когнитивные (познавательные) навыки. Психологи так называют способность человека обрабатывать сенсорную информацию, получаемую из разных источников. Эти навыки дают возможность анализировать полученные данные, сохранять информацию и сравнить ее с уже имеющимся опытом.
Дети могут иметь врожденные когнитивные навыки, но лишь в незначительной степени. Основная их доля все же является приобретенной. Если врожденных способностей нет, а приобретенных навыков недостаточно, то возникает так называемая когнитивная недостаточность. Потенциал ребёнка резко падает, а об успехах в учебе даже речи быть не может. Иногда это приобретает такие тяжелые формы, что уже невозможно обойтись без участия специалистов-медиков.
При правильном подходе родители могут добиться у своего ребёнка ощутимых изменений в когнитивной сфере. Как и любые другие навыки (например, моторные), когнитивные поддаются тренировке с последующим улучшением. Если они слабые, при помощи тренировок и обучающих методик их можно подтянуть, а нормальные навыки значительно усилить.
Однако мамам и папам следует понимать, что в стандартной средней школе у педагогов обычно нет ни возможностей, ни средств, ни времени для того, чтобы в индивидуальном порядке подтягивать у кого-то учеников недостаточный уровень когнитивных навыков.
Учебную программу всем детям будут преподавать в едином темпе. Те из них, у кого имеется когнитивная недостаточность, просто не будут успевать за одноклассниками в восприятии материала. Это может заложить как психологические комплексы, так и карьерные проблемы на всю будущую жизнь.
Поэтапное развитие ребёнка
Чтобы не обострять ситуацию до такого уровня, когда без вмешательства специалистов уже не обойтись, родителям следует действовать планомерно и настойчиво. Для каждого возраста ребёнка присущи свои этапы обучения когнитивным навыкам. Если что-то упустить в определенный момент, это может негативно сказаться на будущем развитии. Но если в раннем возрасте навязывать малышу слишком жесткие требования, можно нанести вред психике ребёнка и вообще отбить у него желание учиться.
У взрослых должно быть четкое понимание, что гармоничное развитие — процесс сложный. На его старте следует ориентироваться на врожденные навыки детей. Они являются основой, унаследованной от предков. В раннем возрасте нужно опираться в первую очередь на развитие моторных и сенсорных навыков, которые дают малышу первичное знакомство с материальным миром. Лишь потом можно плавно переходить к тренировке когнитивных способностей.
Завершающий этап — навык усвоения формальных инструкций. Если на любом из этих этапов взрослыми допущены ошибки или ими проявлено недостаточно внимания, развитие ребёнка на следующих этапах пойдет не лучшим образом. Ему будет не хватать тех навыков, которые не были в полном объёме получены на предыдущей стадии. Возникнет необходимость в дополнительных компенсаторных занятиях. И ляжет это в первую очередь на семью, поскольку задача школы — это, прежде всего, академические учебные программы.
Что могут и должны сделать родители для наработки нужных навыков
Если проблемы в учебе связаны именно со слабыми когнитивными навыками, в их решении не помогут занятия с репетиторами или дополнительные домашние задания. Таким способом повысить способность ребёнка к обучению не получится, а приложенные усилия будут напрасны, так как имеющийся потенциал ученика не будет реализован. Дети просто будут не в состоянии усвоить новые знания, как не смогли это сделать с предыдущими уроками. Ведь не сделано главное — когнитивная недостаточность при этом не была преодолена.
Задача родителей — вновь пройтись вместе с ребёнком по всем стадиям обучения когнитивным навыкам. Только так они смогут восстановить то, чтобы было упущено в свое время. Главное при этом — не оттолкнуть ребёнка, не унизить и не обидеть его тем, что, возможно, ему придется выполнять упражнения, предназначенные для более младшего возраста.
Дети должны сами понять и принять необходимость подобных занятий и тренировок. Прохождение всех стадии должно быть осознанным и добровольным.
Резюмируя проблемы когнитивности, можно выделить такие главные тезисы:
- База всего процесса — врожденные навыки.
Для развития ребёнка они имеют огромное значение. Это то, что человек наследует от предков и чем обладает в силу генетической предопределенности. Психологи считают, что верхняя граница наших возможностей ограничена именно врожденными способностями. Но только от самого человека зависит, сможет ли он достичь в своей жизни этого верхнего предела.
- Развитие сенсорно-моторных навыков идет на основе врожденной базы, полученной от предков.
Сенсорные навыки связаны с получением информации от окружающего мира, а моторные — с ее обработкой и реализацией при помощи мышц и правильных движений. Улучшения подобных навыков можно добиться за счет постоянной практики и комплекса специальных упражнений.
- Необходимо не только принятие инструкций, но и разумное следование им.
Обучение на этом этапе идет уже при помощи формального образования в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Оно будет успешным только в том случае, если прохождение двух предыдущих стадий было достаточно результативным. Только так ребёнок сможет достичь гармоничного развития, а с ним и хорошей успеваемости.